Тип социального конфликта
Типов конфликтов, как уже отмечалось ранее, очень много. Конфликты различаются по причине возникновения, по длительности, по интенсивности развития и т.д. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует исследователя в данном конкретном конфликте. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, его длительность, его причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы его решения и пр. Наиболее распространенное их основание – это различение типов конфликта с точки зрения «сторон» конфликтной ситуации, которыми могут быть группы, отдельные люди или большие социальные образования. По этому основанию выделяются следующие типы конфликтов:
а) межличностные конфликты;
б) внутригрупповые и межгрупповые конфликты;
в) конфликты между личностью и группой;
г) конфликты между личностью и организацией;
д) конфликты между группой и всей организацией;
е) межорганизационные конфликты.
Иногда в эту типологию включают и внутриличностные конфликты на том основании, что они суть противодействие структур личности, сформировавшихся в процессе социализации, а потому являющихся производными от социальных отношений.
Основанием другой типологии выступают уровни субъектов конфликта в обществе. В зависимости от того, между кем происходят конфликты, они делятся на: 1) межгосударственные; 2) межэтнические; 3) межклассовые; 4) межпрофессиональные; 5) межотраслевые; 6) межколлективные (между коллективами в рамкой одной организации); 7) внутриколлективные; 8) семейные, в которых различают: а) супружеские; б) межпоколенные (между родителями и детьми); в) братско-сестринские.
Противодействие людей происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому различают: 1) экономические, 2) социальные, 3) политические, 4) духовные, 5) экологические конфликты, а также такие их разновидности, которые случаются в межсферных областях, т.е.: социально-экономические, социально-политические, идейно-политические, социально-экологические и др. конфликты.
Типологию конфликта можно производить и по другим основаниям:
· По результатам для сторон конфликта в достижении их целей и удовлетворению интересов конфликты могут быть успешными и неуспешными;
· По способу выражения конфликты могут быть прямыми (забастовки, пикеты, отказ от участия в выборах) и опосредованными (обращения в органы власти, в суд; письма в средства массовой информации и т.д.);
· По показателям массовости участников конфликты делятся на индивидуальные и коллективные;
· По характеру и форме протекания конфликты могут быть организованными и стихийными, мирными и насильственными, открытыми и скрытыми; цивилизованными и нецивилизованными;
· По длительности конфликты можно делить на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
· По степени остроты конфликты делятся на острые и вялотекущие;
· По сложности решения конфликты можно разделить на практически нерешаемые, трудноразрешимые и легкорешаемые и конфликты.
В рамках каждого типа возможна дальнейшая классификация. По уровням субъектов относительно социальной системы конфликты могут быть вертикальными (начальник – подчиненный, вышестоящая организация – предприятие, предприятие – учредитель) и горизонтальными (противодействия руководителей одного уровня, специалистов между собой). Каждый конфликт имеет и свою степень выраженности. Открытыми считаются конфликты, в которых столкновение явно выражено через ссору, скандал оппонентов. Скрытыми признаются конфликты, в которых отсутствуют внешние агрессивные действия, но присутствуют косвенные способы проявлений конфликта. Чаще это происходит из-за отсутствия жизненных сил у конфликтёров для ведения открытых конфликтных действий.
В жизни чаще всего встречаются конфликты не в чистом виде, а в смешанном, когда один конфликт вытекает из другого и накладывается на третий. Различные типы конфликтов также взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные – в межличностные, межличностные – в межгрупповые).
Истоки конфликта.
Проблему возникновения конфликтов относят к сложным и весьма запутанным категориям конфликтологии. Каждое социальное действие влечет за собой шлейф разнообразных событий. И порой конфликт порождает действие индивида или группы, которое напрямую не связано с противоборствующими сторонами. И в этом случае очень трудно или даже невозможно определить все факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта. Но если мы ставим задачу анализа подлинных причин конфликта, то необходимо изучить всю линию взаимосвязей между событиями и людьми.
Однопричинных конфликтов не бывает. У любого конфликта есть объективные, не зависящие от конфликтеров, и субъективные, порожденные их сознанием, волей, стилем мышления и поведения, особенностями психики и другим, причины. Эти разноплановые причины теснейшим образом переплетаются, образуя сложный клубок истоков конфликта.
В возникновении социальных конфликтов, как правило, существенную роль играют и субъективные факторы, связанные с людьми. Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими новыми обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.
Повод конфликта– любое событие, которое предшествовало открытому столкновению конфликтеров и непосредственно его и вызвавшее.
Предлог – специально подстроенный кем-либо повод для конфликта. Повод и предлог ещё не равны причине социального конфликта. Людям свойственно думать, что если конфликт начался после какого-то случая, то этот случай и есть причина конфликта. На самом деле такого рода события лишь повод для конфликта, начало его инцидента, но не его причина. Повод конфликта нужно выяснять не только для того, чтобы не спутать с ним причины, но и для определения способов его решения. Бывают т.н. предложные конфликты,т.е. такие, которым предшествуют специально подстроенные поводы. Решение предложных конфликтов предполагает использование специальных методик, не применяющихся к случайно-поводным конфликтам.
Представления сторон конфликта о ситуации(мотивировки конфликтеров) – объяснения причин конфликта, которые дают непосредственно противодействующие субъекты и которые, как правило, не адекватны истинным причинам конфликта. Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации конфликта. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтеры видят дело по-разному – это, собственно, и создает почву для их столкновения. В мотивировках конфликтеров содержатся намеки на истинные причины, но не более того. Эти намеки надо принять во внимание и перейти к следующей аналитической операции.
Реальная причина конфликта – противоречия в интересах конфликтующих субъектов. Соответственно, лучший путь разрешения конфликта – устранение указанных противоречий.
Причины конфликта делятся на объективные и субъективные. Объективные причины – это реальное существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями жизнедеятельности сторон, а также с существенными социально-психологическими особенностями личности, реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению. Субъективные причины – это стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт и усиливающими его.
Если сформулировать объективные причины конфликтов, то можно выделить следующий ряд:
· Ограниченность ресурсов, которые подлежат распределению;
· Столкновение противоположных целей и интересов сторон;
· Распределение ответственности;
· Неудовлетворительная коммуникация между сторонами.
Ресурсы, которые предстоит делить, всегда ограничены (будь-то какие-то материалы, финансы или кадры). Люди всегда стремятся получить больше, а не меньше, и это является причиной возникновения конфликтов.
Столкновение интересов (форм проявления потребности) связано с установкой человека на противоборство за их удовлетворение. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, которые так же требуют своего удовлетворения. Чаще всего интересы прямо не ассоциируются с материальными благами, а могут появляться из профессиональных, личных, культурных и других устремлений.
В итоге, какие бы причины ни лежали в основе конфликта, они всегда упираются в несовместимые или противоположные интересы оппонентов. Вора интересует чужое имущество, собственник это имущество защищает. Между мужем и женой ссора по поводу денег: оба стремятся распоряжаться ими по своему усмотрению, и каждый прав, отстаивая свои интересы. Интересы конфликтеров – выражают базовые и другие, необходимые для жизни человека, осознанные потребности, которые формируют направленность поведения субъекта на предмет конфликта, жизненно важные установки и ценности, на основе чего и формируется мотивационная база субъекта, а так же ориентации его конфликтных действий. Потребности – нужда социального субъекта в определённых предметах и состояниях, испытываемая, являющаяся основой активности конфликтёра.
Другими словами, интересы конфликтеров – те их желания, которые оцениваются ими как наиболее важные в жизни. При этом следует зафиксировать следующие интересы:
· общие;
· противоположные;
· разные.
Большинство конфликтов происходит тогда, когда конфликтеры сосредоточиваются на противоположных интересах, игнорируя общие и разные. Но в объективной реальности общих и разных интересов у людей (даже самых непримиримых врагов), всегда больше, чем противоположных.
Исследуя причины конфликтов, следует уделить особое внимание их мотивам. Мотив конфликтера – это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Такая побудительная обстановка имеется в действиях каждого участника конфликта. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Мотивы поведения участников конфликта могут не совпадать и даже быть противоположными. Узнав мотивацию противоборствующих сторон, мы поймем основной смысл противостояния.
Цель конфликтера в социальном конфликте – мысленно представляемый результат конфликта, которого субъект хотел бы в данной ситуации достичь или задача, которую конфликтер ставит перед собой в конфликте. В данном случае речь идет уже не о их коренных интересах, а о тех задачах, которые они намерены решить именно в этом конфликте. Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели в конфликте. Цель также не равна интересу. Цели сторон конфликта всегда в той или иной степени не совпадают.
Существует три варианта соответствия целей и интересов у каждого конфликтера:
· Цель в полной мере соответствует интересам стороны конфликта.
· Цель прямо противоположная интересам стороны.
· Цель конфликтера никак не связана с его интересам, безразлична по отношению к интересам.
Для понимания причин конфликта и определения методик его преодоления важно как можно точнее зафиксировать как весь набор позиционных установок, так и все отличия в них. В конфликтных ситуациях стороны иногда даже не предпринимают никаких действий к тому, чтобы понять поведение (мотивы, интересы, цели) своих оппонентов. Из-за вспышки агрессивности люди вполне доброжелательные мотивы склонны видеть амбициозными.
Поведение сторон в конфликте.
Важным структурным компонентом социального конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются действия его участников. В совокупности они образуют то, что и называется социальным конфликтом. Противонаправленность и взаимобусловленность действий участников вынуждает говорить не столько о действиях отдельных социальных субъектов, сколько об их противодействии. Вспомним классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция» (Гегель, 1968, С. 37). Конфликтное противодействие сторон является основным содержанием социального конфликта. В массовых конфликтах, например, это выражается в таких формах противоборства, как забастовка, бунт, мятеж, волнения, война.
Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому, они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, как некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает противодействие, которое у первой точно так же получает негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Когда конфликт в полном разгаре, то первое, что открывается взору наблюдателя – это действия конфликтеров.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, направленные против нее, являются:
· создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;
· невыполнение своих обязанностей и обязательств;
· захват или удержание того, что, находилось во владении другой стороны;
· нанесение вреда имуществу или репутации другой стороны (например, распространение порочащих слухов);
· унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления);
· угрозы, шантаж и другие принуждающие действия, физическое насилие и др.
При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами так не считать и даже не подозревать, что действуют «не правильно». Им эти действия могут казаться вполне нормальными и справедливыми. В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Поведение одного конфликтера вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны, так или иначе, воздействуют друг на друга. Взаимное влияние оппонентов может принимать разнообразные формы: заражения, подражания, игнорирования и другие.
В конечном счете, модели конфликтного поведения обобщаются в следующие виды: достижение одним субъектом своих целей и интересов за счет другого; уступка одним субъектом своей позиции другому; взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтных субъектов и достижение какой-то общей цели; взаимное неудовлетворение интересов сторон и стремление прекратить отношения.
В исследовании форм социального конфликта в современном обществе необходимо также учитывать «нецивилизованные формы» конфликтных действий: пьянство, стихийные бунты, суицид, расхитительство, саботаж, преднамеренные поджоги, террористические акты и некоторые виды преступлений. Конфликт зачастую становится источником таких форм поведения работников как апатия, уход в себя, мистицизм, а так же агрессивность, стремление к насилию. Кроме того, необходимо упомянуть о таких социальных явлениях, как массовые волнения, беспорядки, восстания, бунты и мятежи. Самой же высшей формой выражения общесоциального конфликта в обществе выступает социальная революция.