Теории социального конфликта

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к социальным конфликтам.

Социальный конфликт – это борьба между противопо­ложными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения,которая включает в себя попытки подчинить, нейтрали­зовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника.

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и представляют собой осознанное столкно­вение противоположно направленных потребностей, интере­сов, желаний двух или нескольких социальных субъектов (индиви­дов, групп, общностей, государств и др.). П. Сорокин считал, что источник конфликтов лежит в проблеме удовлетворения или подавления базовых потребностей людей. Если у субъекта (индивида или группы) появляется какая-то потребность, то субъект предпринимает действия по ее удовлетворению. Однако если кто-то или что-то мешает удовлетворению потребно­сти, возникает ситуация, называемая блокадой. В этих условиях субъ­ект пытается преодолеть блокаду, найти новые средства для достиже­ния своей цели. Следует отметить, что конфликты – явление социальное, они свойственны людям,но не животным. В животном мире нет конфлик­тов, а есть лишь бессознательные инстинктивные столкновения особей, стремящихся к выживанию.

В современной социологии сложилось две точки зрения на социаль­ный конфликт.

Функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) рассматривает конфликт как социальную болезнь. Эта трактовка выте­кает из общих постулатов функционализма о том, что в основе общественной жизни лежит взаимодействие, согласие и сотрудничество, соци­альные взаимосвязи основаны на принципе солидарности, а социаль­ные системы стремятся к устойчивости. В таком случае конфликт – это расстройство, травма, аномалия в общественной жизни, выражение дисфункции социального организма.

Вторая точка зрения, теория конфликта, рассматривает конфликт не как патологию, а как норму социальной действительности. Кон­фликты – естественное социальное явление, более того, они могут при­носить общественную пользу. К наиболее ярким представителям тео­рии конфликта относят Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

Г. Зиммель утверждал, что конфликты в обществе неизбежны, т. к. они обусловлены биологической природой людей, их инстинктивной враждебностью. Чем больше будет в обществе конфликтов, тем лучше, ведь многочисленные конфликтные ситуации, пересекаясь, друг с дру­гом, препятствуют разделению людей на два противоборствующих ла­геря.

К. Маркс видел причину социальных конфликтов в экономической организации общества, в неравном распределении собственности, ко­торое порождает эксплуатацию одного класса другим, социальную поляризацию. До тех пор, пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Чем сильнее социальная поляризация, тем более насильственным будет гиперконфликт (революция) и тем больше он вызовет изменений в обществе. Последний из таких гиперконфликтов, социалистическая революция, создаст в конечном итоге систему, осно­ванную на гармоничных социальных отношениях, в результате чего исчезнет возможность для социально-классовых конфликтов.

Р. Дарендорф, один из наиболее ярких представителей современной теории конфликта, полагал, что основу социальных конфликтов составляют политические факторы – борьба за власть, престиж. Конфликты функциональны (полезны), т. к. усиливают адаптивность системы, способствуют появлению новых норм и механизмов социальной стабилизации. Игнорировать конфликт, тем более подавлять его – контрпродуктивно, поскольку это усиливает потенциальную злокачественность конфликта, дает новый толчок усилению его энергии.

Л. Козер подчеркивал, что конфликт выполняет позитивные функции в обществе:

· образование новых групп;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;

· социализация как индивидов, так и самих групп;

· создание и поддержание баланса власти;

· получение объективной информации об окружающей среде;

· стимулирование творчества и новых форм социального контроля;

· стимулирование создания новых социальных институтов.

Вопрос 17

Наши рекомендации