Определение социальной психологии как науки. Актуальность социально-психологических знаний. Основные тенденции развития социальной психологии

Социальная психология.

1. Определение социальной психологии как науки. Актуальность социально-психологических знаний.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Структура социальной психологии, то есть система ее категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:

1. предмет и методы социальной психологии;

2. личность и общество, социализация личности;

3. общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;

4. структура и социально-психологическая организация социальной группы;

5. общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;

6. психология больших социальных групп; массовидные социальные явления – общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;

7. психология коммуникации и массовых средств коммуникации;

8. управление социально-психологическими процессами.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, то есть отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Существует четыре точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальной психологии различными авторами:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, которое может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии можно дать следующее его определение: предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) или отдельные их представители (личности). В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (система отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, руководитель-трудовой коллектив, командир-взвод и т.п.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.)

Универсальные и специфические методы, соотношение количественных и качественных методов в социальной психологии.

Соотношение понятий «развитие», «воспитание», «социализация». Содержание процесса социализации

Социализация личности – сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений.

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

1) содержание процесса социализации:
а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
б) формирование социальных установок и убеждений;
в) вхождение индивида в социальную среду;
г) приобщение индивида к системе социальных связей;
д) самоактуализация «Я» личности;
е) усвоение индивидом социальных влияний;
ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и
взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:
а) сфера деятельности;
б) общения;
в) самосознания;
3) источники социализации:
а) передача культуры через социальные институты;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:
а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:
а) имитация, подражание;
б) идентификация;
в) руководство и др.
6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Социальная психология.

1. Определение социальной психологии как науки. Актуальность социально-психологических знаний.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Структура социальной психологии, то есть система ее категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:

1. предмет и методы социальной психологии;

2. личность и общество, социализация личности;

3. общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;

4. структура и социально-психологическая организация социальной группы;

5. общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;

6. психология больших социальных групп; массовидные социальные явления – общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;

7. психология коммуникации и массовых средств коммуникации;

8. управление социально-психологическими процессами.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, то есть отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Существует четыре точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальной психологии различными авторами:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, которое может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии можно дать следующее его определение: предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) или отдельные их представители (личности). В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (система отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, руководитель-трудовой коллектив, командир-взвод и т.п.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.)

Определение социальной психологии как науки. Актуальность социально-психологических знаний. Основные тенденции развития социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

60-е годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней появились не только новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом:

Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе; психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это — юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.

Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и ПР-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.

Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.

Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления, науку.

70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широкого признания социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Она не только стала весьма популярной наукой, но социально-психологические знания проникли и в настоящее время широко применяются во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых популярных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.

Наступившая в конце 80-х годов XX века горбачевская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологической литературы, расширилась проблематика социально-психологических научных и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально-психологической науки, а российские ученые активно включились в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

Наши рекомендации