Характеристика урока как основной формы обучения. Назовите основные типы урока и их структуры. Какие этапы выделяются в подготовке учителя к уроку
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя и детей.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные; элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Такой тип урока включает:
1. организационную и содержательную установку;
2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся;
3. взаимодействие педагога и детей на основе сообщения — усвоения новых знаний, умений, навыков;
4. закрепление изученного материала и упражнения;
5. диагностику прочности усвоения знаний;
6. инструктаж по выполнению домашнего задания.
Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблонность.
Урок может быть построен и как занятие попередаче — усвоению новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.
Структура такого урока включает:
1. организацию введения в урок;
2. передачу — усвоение новых знаний (изложение новой информации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т. д.);
3. закрепление — диагностику прочности знаний путем наблюдения учителя или контрольных бесед;
4. инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. д.
Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:
1. введение и организацию урока;
2. упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу;
3. демонстрацию учащимися результатов проделанной работы;
4. краткую заключительную часть урока (посвящается подведению итогов работы учителем).
Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:
1. введение и первоначальную организацию;
2. повторение (устный опрос, письменная работа, дискуссия);
3. диагностику и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации по самостоятельной работе;
4. заключение, используемое педагогом для подведения итогов.
Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, его повторение — все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Высшей формой заключительной проверки знаний является экзамен. По и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:
1. вводную объяснительную часть;
2. основную часть, собственно саму самостоятельную работу; заключительную часть, которая позволяет детям сориентироваться в предстоящем изучении нового материала.
3. возможны и другие типы и комбинации уроков. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что урок можно преобразовывать, меняя структуру и тип, например: спаренные уроки превращать в лекцию, урок изучения художественных текстов — в семинарское занятие. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей.
Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока.
Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или усвоению новых знаний.
Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала всеми учащимися.
Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, сопутствующие, вспомогательные формы обучения. Среди ведущих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи — усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широко использовать лекцию в старшем звене школы.
Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков, а также способствует эффективному усвоению материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер, закаляет волю.
В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, так как требует о учащихся большой предварительной самостоятельной работы.
Ведущей формой обучения является также экзамен, который предполагает систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен — форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.
К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку). Экскурсия объедим ет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не тол ко дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. А кроме того, как никакой другой урок сплачивает коллектив.
Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (3—4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.
Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках новой информации.
К сопутствующим формам также относится школьная учебная конференция. Докладчики получают консультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течение 1—2 учебных часов. Обсуждаются 3—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 минут. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.
К сопутствующим формам относится консультация, которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а некоторым детям — оказывает поддержку в углубленном изучении предмета.
К вспомогательным формам обучения относятся группы выравнивания и репетиторство. Целью этих форм обучения является «подтягивание» учащихся до уровня требований стандартной программы.
Факультативные занятия помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, «подстегивания» интересов детей, выявления одаренности и той или иной области учебной деятельности.