Характеристика урока как основной формы обучения. Назовите основные типы урока и их структуры. Какие этапы выделяются в подготовке учителя к уроку

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).

Основные типы уроков:


1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Струк­турное построение урока зависит от конкретных учебно-воспи­тательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельно­сти и обучающего взаимодействия учителя и детей.

Наиболее распространенным типом занятия является комби­нированный урок. В его структуре присутствуют все основные; элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогичес­кой переработки и усвоения школьниками учебного материала. Такой тип урока включает:

1. организационную и содержательную установку;

2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся;

3. взаимодействие педагога и детей на основе сообщения — усвоения новых знаний, умений, навыков;

4. закрепление изученного материала и упражнения;

5. диагностику прочности усвоения знаний;

6. инструктаж по выполнению домашнего задания.

Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно оста­ется неизменной, в учебной работе возникает шаблонность.

Урок может быть построен и как занятие попередаче — усвое­нию новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цель­ный, логически завершенный учебный материал или сделать об­стоятельное вступление в новую тему.

Структура такого урока включает:

1. организацию введения в урок;

2. передачу — усвоение новых знаний (изложение новой ин­формации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т. д.);

3. закрепление — диагностику прочности знаний путем на­блюдения учителя или контрольных бесед;

4. инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. д.

Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специ­альных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:

1. введение и организацию урока;

2. упражнения различных видов и степени сложности по прой­денному материалу;

3. демонстрацию учащимися результатов проделанной работы;

4. краткую заключительную часть урока (посвящается подве­дению итогов работы учителем).

Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:

1. введение и первоначальную организацию;

2. повторение (устный опрос, письменная работа, дискуссия);

3. диагностику и анализ глубины и прочности знаний, рекомен­дации по самостоятельной работе;

4. заключение, используемое педагогом для подведения итогов.

Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изу­чение нового материала, его повторение — все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Выс­шей формой заключительной проверки знаний является экзамен. По и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:

1. вводную объяснительную часть;

2. основную часть, собственно саму самостоятельную работу; заключительную часть, которая позволяет детям сориенти­роваться в предстоящем изучении нового материала.

3. возможны и другие типы и комбинации уроков. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что урок можно преобразовывать, меняя структуру и тип, например: спаренные уроки превращать в лекцию, урок изучения художественных текстов — в семинарское занятие. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей.

Младший школьный возраст требует мобильности формы, час­той смены видов деятельности, чему больше соответствует комби­нированная структура урока.

Старший школьник способен к длительному трудовому уси­лию и систематической работе на уроках, посвященных упраж­нениям или усвоению новых знаний.

Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала все­ми учащимися.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, сопутствующие, вспомога­тельные формы обучения. Среди ведущих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи — усвое­ния новых знаний: изложение учебного материала распределяет­ся на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школь­ников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимо­связи. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широ­ко использовать лекцию в старшем звене школы.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навы­ков, а также способствует эффективному усвоению материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспи­тывает характер, закаляет волю.

В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет вклю­чить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под ру­ководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискус­сиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслуши­ванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, так как требует о учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

Ведущей формой обучения является также экзамен, который предполагает систематизацию, закрепление, выявление состояния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен — форма общественной проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку). Экскурсия объедим ет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не тол ко дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. А кроме того, как никакой другой урок сплачивает коллектив.

Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное за­нятие. Его использование неразрывно связано с идеями самосто­ятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделя­ется на несколько (3—4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.

Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в по­исках новой информации.

К сопутствующим формам также относится школьная учеб­ная конференция. Докладчики получают консультации у учи­теля по подбору литературы. Конференция проводится в отве­денное расписанием время, в течение 1—2 учебных часов. Об­суждаются 3—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 минут. Учащиеся-слушате­ли задают докладчикам вопросы, высказывают критические суж­дения и дополнения.

К сопутствующим формам относится консультация, которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдель­ных тем, разделов программы, а некоторым детям — оказывает поддержку в углубленном изучении предмета.

К вспомогательным формам обучения относятся группы выравни­вания и репетиторство. Целью этих форм обучения является «подтя­гивание» учащихся до уровня требований стандартной программы.

Факультативные занятия помогают восполнить, расширить воз­можности учебного процесса в целях развития индивидуально­сти, «подстегивания» интересов детей, выявления одаренности и той или иной области учебной деятельности.

Наши рекомендации