В зарубежной психологии
Интегративность категории «психологическая безопасность»
Психологическую безопасность можно рассматривать:
― как процесс, т. е. психологическая безопасность создается фак-
тически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной
среды;
― состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности
и общества;
― свойство личности, характеризующее ее защищенность от де-
структивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (со-
противляемости) деструктивным воздействиям.
Интегративность и в том, что психологическую безопасность воз-
можно рассмотреть на уровне:
— общества — как характеристику национальной безопасности,
в структуре которой присутствует социальная безопасность, что озна-
чает выполнение социальными институтами своих функций по удов-
летворению потребностей, интересов, целей всего населения страны,
фактически обеспечивая качество жизни и здоровье людей;
— локальной среды — организации, где работает человек, семьи,
ближайшего окружения, группы друзей;
— личности — многообразие аспектов сопротивляемости и жиз-
нестойкости: переживания своей защищенности (незащищенности),
наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструк-
тивным воздействиям, понимание и представление о психологиче-
ском насилии и совладании с его психотравмирующими формами,
конкретные поведенческие акты, способствующие или препятствую-
щие нарушению безопасности другого, саморазрушению или конст-
руктивному устойчивому развитию.
Сопротивляемость, устойчивость человека как ха-
Рактеристики психологической безопасности личности
Сопротивляемость личности — феномен, определяющий воз-
можности человека в экстремальной ситуации и ее последствия для
него. Существуют термины, которые используются для обозначения
схожих проявлений: выносливость, жизнестойкость, оптимизм. Со-
противляемость личности может быть определена как способность к
успешной адаптации и развитию компетентности в условиях угрозы
со стороны обстоятельств, использование психологических ресурсов,
необходимых для оценивания, интерпретации и последующего ответа
на стрессоры. Сопротивляемость личности является интегральным
или системным качеством личности, которое отражает определенные
особенности взаимодействия личности с окружающей средой.
В отечественных исследованиях для описания вопросов, связан-
ных с сопротивляемостью личности трудным ситуациям, использует-
ся понятие «психологическая устойчивость». Устойчивость личности
может быть рассмотрена и изучена как результат целостной функцио-
нальной системы эмоциональной саморегуляции; способность сохра-
нять и реализовать личностные позиции; качество личности, позво-
ляющее противостоять жизненным трудностям, сохраняя здоровье и
работоспособность; как условие психического здоровья человека и
гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и
личностно-профессиональной сферы; как интегральное личностное
свойство, отражающее предрасположенность к сохранению эмоцио-
нального равновесия, жизненной активности в изменяющихся усло-
виях существования.
Наблюдаемые явления, в которых мы видим проявления сопро-
тивляемости, относятся к широкому спектру ситуаций — от экстре-
мальных до повседневных сложностей. Сопротивляемость обеспечи-
вается психологическими ресурсами личности, которые, в свою оче-
редь, актуализируются в зависимости от характеристик ситуации, ее
типа и вида. В каждом случае мы имеем дело с определенными про-
явлениями сопротивляемости, когда сам феномен представляет собой
общее название, интегрирующее основные признаки возможности че-
ловека преодолевать экстремальные ситуации без негативных лично-
стных изменений и использовать их для дальнейшего роста.
Сопротивляемость рассматривается и определяется как свойство
личности; как психический процесс, который включает последова-
тельно осуществляемые действия, ведущие к реализации задачи, и как
подвижное равновесное состояние психики, сохраняемое путем про-
тиводействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним
факторам.
Сопротивляемость как целостная характеристика личности, отра-
жающая ее возможности самосохранения и развития, имеет различ-
ные эмпирические референты в разных жизненных условиях, в кото-
рых она раскрывается. Защищенность личности от психологического
насилия в ближайшем социальном окружении служит проявлением
сопротивляемости в конкретной жизненной ситуации.
Основные направления исследования сопротивляемости лично-
сти: выявление ресурсов, обеспечивающих успешность преодоления
человеком тех или иных ситуаций, определение общих и специфи-
ческих ресурсов для разных типов трудных ситуаций, поиск эмпи-
рических референтов сопротивляемости в различных жизненных
ситуациях.
Подходы к проблеме изучения сопротивляемости
в зарубежной психологии
Термин «сопротивляемость» впервые был употреблен в научной
литературе в 1942 г., в статье Сковилля, опубликованной «Американ-
ским журналом по психиатрии» и посвященной деятельности британ-
ских социальных работников во время Второй мировой войны. Автор
статьи подчеркнул «удивительную сопротивляемость детей перед
лицом опасных для жизни ситуаций».
Понятие «сопротивляемость», которому посвящено множество
исследований, может быть определено:
1) как способность развиваться нормально в психологическом
плане, несмотря на дестабилизирующие события, тяжелые условия
жизни и травматизм, или способность быстро адаптироваться к не-
счастью или бедствию, восстановиться после этих ситуаций;
2) результат, состоящий в отсутствии психических расстройств
во время и после ситуаций, способных вызвать расстройство;
3) процесс, включающий взаимодействие субъекта и среды, про-
цесс, включающий факторы защиты (индивидуальные, семейные, сре-
довые), регулирующие риск.
Так как в литературе по психологии и психиатрии нередко встре-
чаются другие термины для описания вопросов, более или менее
близких к понятию сопротивляемости, мне представляется необходи-
мым представить здесь наиболее частотные: выносливость, чувство
связности (когерентности), расширение (разрастание), неуязвимость,
адаптация89 „.
Понятие выносливости (англ. hardiness) использовалось вплоть
до 2003 г. в Тезаурусе базы данных PsycINFO для обозначения психо-
логической сопротивляемости. Это понятие впервые появилось в ста-
тье Сальватора Мадди (1967), который указал, что в связи с более «от-
крытым» отношением к жизни личность выносливая и крепкая легче
принимает смерть и испытывает меньше страха перед ней.
Первое исследование по выносливости было представлено в рам-
ках диссертации Сюзанны Констанс Келетт-Кобаза (1977), защищен-
ной в университете Чикаго и носившей заголовок «Стресс, личность и
здоровье». Подзаголовок диссертации — «Исследование неучтенной
возможности» — отсылает к тому факту, что некоторые люди оказы-
ваются устойчивыми перед лицом болезни (соматической или психи-
ческой), хотя пережили изменения, которые в их культуре считаются
в значительной степени стрессовыми.
Понятие выносливости, как оно описано у Кобаза (1979) и Коба-
за, Пусетти (1983), описывается тремя показателями:
— контроль. Выносливые люди испытывают чувство контроля над
своей жизнью, выбора линии поведения в стрессовых обстоятельствах.
Они считают, что могут контролировать события или влиять на них;
— вовлеченность в деятельность, в отношения с другими и са-
мим собой (так как эти отношения выявляют их собственные ценно-
сти, цели и жизненные приоритеты, они относятся к смыслу их суще-
ствования);
— расценивание изменений скорее как вызов, чем как угрозу.
Выносливая личность испытывает на прочность свою гибкость в ког-
нитивном плане, настойчива и знает, где найти поддержку.
Эти авторы рассматривают выносливость как характеристику
личности, которая выражается как в поведенческом плане, так и в ког-
нитивном. Кроме того, выносливость определяется как пучок харак-
теристик личности, существующих в качестве ресурса для противо-
стояния стрессовым событиям жизни.
Термин когнитивной выносливости (англ. cognitive hardiness)
создан Кобазой для описания адаптивного поведения индивидов, ко-
торые под давлением значительного стресса выявили лишь слабую
склонность к болезням. Кроме того, понятие выносливости неодно-
кратно использовалось в психологии здоровья.
Рассматриваемая в большей степени как индивидуальная харак-
теристика личности, выносливость, тем не менее, анализировалась и
на уровне семьи — Маккубином и др. (1991). В этом контексте она
понимается как особая сила, амортизирующая стресс, возникающий в
семье. К трем характеристикам, описанным Кобаза, Маккубин и др.
добавляет четвертую — доверие (1991). Речь здесь идет о способности
семьи планировать, преодолевать препятствия и жить осмысленно.
Понятие чувства связности появилось в контексте салютогенети-
ческого направления, которое задалось вопросом о происхождении
здоровья: Кто размещается на полюсах здоровья в континууме бо-
лезнь — здоровье? Почему некоторые люди ориентированы, вне за-
висимости от их положения в этом континууме, в конкретный момент
на полюс здоровья?
Отвечая на эти вопросы, Аарон Антоновский предложил понятие
ресурсов общего сопротивления, которое объединило все факторы,
эффективные в борьбе с факторами стресса. Ресурсы общего сопро-
тивления магическим образом становятся иммуностимулирующими,
минуя силу личности, деньги, социальную поддержку или культур-
ную стабильность.
Все ресурсы общего сопротивления имеют одно общее: они об-
легчают понимание смысла факторов стресса, которым мы противо-
стоим. Для определения этого общего фактора Антоновский ввел по-
нятие смысла связности, которое соотносится с ощущением полной и
длительной, хотя и динамичной, веры в то, что:
а) стимулы, которые проистекают в течение жизни из внутренней
и внешней среды, структурны, предвидимы, объяснимы;
б) имеются ресурсы для противостояния требованиям этих сти-
мулов;
в) эти требования составляют вызов, который стоит того, чтобы
его принять.
Чувство связности (когерентности) имеет, таким образом, три со-
ставляющих: а) разборчивость, ясность; б) способность управлять си-
туацией; в) факт, что в эмоциональном плане (не только когнитивном)
события имеют смысл, позволяет им стать вызовом, который достоин
эмоционального ответа и, следовательно, не является бременем.
Понятие разрастания (расширения) (англ. thriving) отсылает к че-
му-то большему, чем простая демонстрация гомеостазии, возврат к
ситуации в том виде, в каком она была до действия фактора стресса.
О`Леари и Иковиц предложили модель «добавленной ценности», ко-
торая объясняет, что после стресса индивид или сообщество может не
только выжить или восстановиться, но даже расшириться (1995). По-
нятие разрастания отсылает, следовательно, к ситуациям, в которых
после стресса становится «лучше, чем раньше».
Согласно Карверу, термин «сопротивляемость» должен быть со-
хранен для ситуаций, в которых возможно только возвращение к со-
стоянию, предшествующему стрессу (1998).
Понятие разрастания может быть также применено к семьям, ор-
ганизациям и даже нациям, которые не только восстановились, но ко-
торые разрослись вследствие глубоких изменений в коммуникацион-
ном, социальном, экономическом или политическом аспектах
(О`Леари, 1998).
Понятие неуязвимости, задуманное как одна из крайних точек
континуума уязвимость—неуязвимость, появилось в работах Антони
(1974), который описал «синдром психологически неуязвимого ре-
бенка». Для иллюстрации понятия неуязвимости Антони привел ис-
торию о трех куклах Жака Мэя: по стеклянной, пластмассовой и
стальной кукле сильно ударили молотком. Удар разбил вдребезги
стеклянную куклу, оставил рубец на пластмассовой, а третья, сталь ______-
ная, осталась невредимой. Несколькими годами позже, в предисловии
к знаменитой книге Вернера и Смита «Уязвимый, но непобедимый»,
Гармези (1982) тоже говорил о неуязвимом ребенке, которого он на-
звал «здоровым ребенком в нездоровой среде».
До сих пор идея неуязвимости, как и идея бессмертия, не остав-
ляет человечество. В клинической психологии использование его
вызвало критику. Антони сам признавал, что метафора трех кукол
являет собой «недостаточную и упрощенную модель человеческого
состояния». Некоторые критикуют во многом статичный характер
понятия неуязвимости. Для других нет неуязвимости абсолютной или
общей, но только относительный иммунитет к стрессовым событиям
и ситуациям. Исследователи, кроме того, говорят об отрицательных
последствиях популяризованных идеализаций (запечатленных, на-
пример, в выражении superkids (вундеркинды) и, в скрытой форме,
наиболее высокой оценки. Наконец, есть те, кто опасается, что поня-
тие неуязвимости может стать препятствием для осуществления пре-
вентивных социальных мер, позволяющих воздействовать на факторы
риска окружающей среды.
В силу всех этих причин, понятие неуязвимости используется все
меньше, уступая место термину «сопротивляемость». Неуязвимость
теперь понимается как крайняя точка континуума, начинающегося с
уязвимости (тоже крайней точки). Но даже для понятия уязвимости,
которое сохраняет свое место среди важных понятий развивающей
психопатологии, представляется необходимым напомнить утвержде-
ние Анны Фрейд (1978, 1982), написавшей, что «невозможно объяс-
нить уязвимость с помощью индивидуальных характеристик ребенка,
но требуется осмыслить ее в более общих и надличностных терминах».
«Таким образом, скорее неуязвим не ребенок, а сам процесс развития»,
— заключила Анна Фрейд. Такое видение позволяет предотвратить
последствия травмирующего события для уязвимого ребенка.
В английском языке различаются понятия адаптации (adaptation)
и коррекции (регуляции, adjustment). Согласно Тезаурусу PsycINFO,
адаптация — термин более широкий, он отсылает к состоянию гармо-
нии между внутренними потребностями и внешними требованиями, а
также к процессам, используемым для достижения этого состояния.
Возможно, следует _______употреблять более специфичный термин. Некото-
рые французские авторы ввели слово «регуляция» для перевода тер-
мина «копинг», который обозначает совокупность стратегий, исполь-
зуемых для противостояния стрессовому событию или стрессовой си-
туации. Согласно Тезаурусу, регуляция должна быть отделена от
адаптации по принципу отнесения к физиологии или биологии.
В «Психологическом словаре» Фрейлиха (1997) уточнено, что
термин «адаптация» заимствован из биологии и физиологии. Как ут-
верждает Фрейлих, «термин этот означает все изменения состояния
организма и систем, его составляющих, которые благоприятствуют
аккомодации (приспособлению) и корректировке в соответствии с
модификациями среды в целях сохранения, восстановления или
улучшения жизненных и функциональных способностей. Процессы
адаптации увеличивают свою сложность, восходя от тропизма к со-
циальной адаптации.
Соотношение между сопротивляемостью и адаптацией хорошо
описано Анн С. Мастен (1994), которая отметила, что сопротивляе-
мость индивида отсылает к успешной адаптации, несмотря на риск и
бедствие. Для Мастен сопротивляемость, как и психопатология, оце-
нивается на основе нормативных образцов развития (паттернов) и в
нормативных условиях среды. Если индивид оценивается как обла-
дающий сопротивляемостью, это включает и оценку адаптации.
Итак, можно утверждать, что:
— термин «выносливость», используемый как синоним сопро-
тивляемости до 2003 г., актуализирует только три характеристики
личности, обладающей сопротивляемостью (контроль, вовлеченность,
вызов);
— чувство связности (когерентности) описывается тремя факто-
рами, позволяющими сохранять здоровье перед лицом стрессоров (яс-
ность, способность управлять, придание смысла);
— понятие «разрастания» отсылает к наивысшему результату, к
которому может привести сопротивляемость, и означает способность
стать лучше, чем до стресса или травматизма;
— неуязвимость описывает (преимущественно статично) сохра-
нение психического здоровья в среде, обычно расцениваемой как па-
тогенная. Подвергшись критике, она уступает свое место понятию со-
противляемости;
— адаптация — понятие, заимствованное из биологии и физиоло-
гии_______, может быть рассмотрена как показатель сопротивляемости, когда
оценивание показывает, что имеет место успешная адаптация.