В зарубежной психологии

Интегративность категории «психологическая безопасность»

Психологическую безопасность можно рассматривать:

― как процесс, т. е. психологическая безопасность создается фак-

тически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной

среды;

― состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности

и общества;

― свойство личности, характеризующее ее защищенность от де-

структивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (со-

противляемости) деструктивным воздействиям.

Интегративность и в том, что психологическую безопасность воз-

можно рассмотреть на уровне:

— общества — как характеристику национальной безопасности,

в структуре которой присутствует социальная безопасность, что озна-

чает выполнение социальными институтами своих функций по удов-

летворению потребностей, интересов, целей всего населения страны,

фактически обеспечивая качество жизни и здоровье людей;

— локальной среды — организации, где работает человек, семьи,

ближайшего окружения, группы друзей;

— личности — многообразие аспектов сопротивляемости и жиз-

нестойкости: переживания своей защищенности (незащищенности),

наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструк-

тивным воздействиям, понимание и представление о психологиче-

ском насилии и совладании с его психотравмирующими формами,

конкретные поведенческие акты, способствующие или препятствую-

щие нарушению безопасности другого, саморазрушению или конст-

руктивному устойчивому развитию.

Сопротивляемость, устойчивость человека как ха-

Рактеристики психологической безопасности личности

Сопротивляемость личности — феномен, определяющий воз-

можности человека в экстремальной ситуации и ее последствия для

него. Существуют термины, которые используются для обозначения

схожих проявлений: выносливость, жизнестойкость, оптимизм. Со-

противляемость личности может быть определена как способность к

успешной адаптации и развитию компетентности в условиях угрозы

со стороны обстоятельств, использование психологических ресурсов,

необходимых для оценивания, интерпретации и последующего ответа

на стрессоры. Сопротивляемость личности является интегральным

или системным качеством личности, которое отражает определенные

особенности взаимодействия личности с окружающей средой.

В отечественных исследованиях для описания вопросов, связан-

ных с сопротивляемостью личности трудным ситуациям, использует-

ся понятие «психологическая устойчивость». Устойчивость личности

может быть рассмотрена и изучена как результат целостной функцио-

нальной системы эмоциональной саморегуляции; способность сохра-

нять и реализовать личностные позиции; качество личности, позво-

ляющее противостоять жизненным трудностям, сохраняя здоровье и

работоспособность; как условие психического здоровья человека и

гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и

личностно-профессиональной сферы; как интегральное личностное

свойство, отражающее предрасположенность к сохранению эмоцио-

нального равновесия, жизненной активности в изменяющихся усло-

виях существования.

Наблюдаемые явления, в которых мы видим проявления сопро-

тивляемости, относятся к широкому спектру ситуаций — от экстре-

мальных до повседневных сложностей. Сопротивляемость обеспечи-

вается психологическими ресурсами личности, которые, в свою оче-

редь, актуализируются в зависимости от характеристик ситуации, ее

типа и вида. В каждом случае мы имеем дело с определенными про-

явлениями сопротивляемости, когда сам феномен представляет собой

общее название, интегрирующее основные признаки возможности че-

ловека преодолевать экстремальные ситуации без негативных лично-

стных изменений и использовать их для дальнейшего роста.

Сопротивляемость рассматривается и определяется как свойство

личности; как психический процесс, который включает последова-

тельно осуществляемые действия, ведущие к реализации задачи, и как

подвижное равновесное состояние психики, сохраняемое путем про-

тиводействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним

факторам.

Сопротивляемость как целостная характеристика личности, отра-

жающая ее возможности самосохранения и развития, имеет различ-

ные эмпирические референты в разных жизненных условиях, в кото-

рых она раскрывается. Защищенность личности от психологического

насилия в ближайшем социальном окружении служит проявлением

сопротивляемости в конкретной жизненной ситуации.

Основные направления исследования сопротивляемости лично-

сти: выявление ресурсов, обеспечивающих успешность преодоления

человеком тех или иных ситуаций, определение общих и специфи-

ческих ресурсов для разных типов трудных ситуаций, поиск эмпи-

рических референтов сопротивляемости в различных жизненных

ситуациях.

Подходы к проблеме изучения сопротивляемости

в зарубежной психологии

Термин «сопротивляемость» впервые был употреблен в научной

литературе в 1942 г., в статье Сковилля, опубликованной «Американ-

ским журналом по психиатрии» и посвященной деятельности британ-

ских социальных работников во время Второй мировой войны. Автор

статьи подчеркнул «удивительную сопротивляемость детей перед

лицом опасных для жизни ситуаций».

Понятие «сопротивляемость», которому посвящено множество

исследований, может быть определено:

1) как способность развиваться нормально в психологическом

плане, несмотря на дестабилизирующие события, тяжелые условия

жизни и травматизм, или способность быстро адаптироваться к не-

счастью или бедствию, восстановиться после этих ситуаций;

2) результат, состоящий в отсутствии психических расстройств

во время и после ситуаций, способных вызвать расстройство;

3) процесс, включающий взаимодействие субъекта и среды, про-

цесс, включающий факторы защиты (индивидуальные, семейные, сре-

довые), регулирующие риск.

Так как в литературе по психологии и психиатрии нередко встре-

чаются другие термины для описания вопросов, более или менее

близких к понятию сопротивляемости, мне представляется необходи-

мым представить здесь наиболее частотные: выносливость, чувство

связности (когерентности), расширение (разрастание), неуязвимость,

адаптация89 „.

Понятие выносливости (англ. hardiness) использовалось вплоть

до 2003 г. в Тезаурусе базы данных PsycINFO для обозначения психо-

логической сопротивляемости. Это понятие впервые появилось в ста-

тье Сальватора Мадди (1967), который указал, что в связи с более «от-

крытым» отношением к жизни личность выносливая и крепкая легче

принимает смерть и испытывает меньше страха перед ней.

Первое исследование по выносливости было представлено в рам-

ках диссертации Сюзанны Констанс Келетт-Кобаза (1977), защищен-

ной в университете Чикаго и носившей заголовок «Стресс, личность и

здоровье». Подзаголовок диссертации — «Исследование неучтенной

возможности» — отсылает к тому факту, что некоторые люди оказы-

ваются устойчивыми перед лицом болезни (соматической или психи-

ческой), хотя пережили изменения, которые в их культуре считаются

в значительной степени стрессовыми.

Понятие выносливости, как оно описано у Кобаза (1979) и Коба-

за, Пусетти (1983), описывается тремя показателями:

— контроль. Выносливые люди испытывают чувство контроля над

своей жизнью, выбора линии поведения в стрессовых обстоятельствах.

Они считают, что могут контролировать события или влиять на них;

— вовлеченность в деятельность, в отношения с другими и са-

мим собой (так как эти отношения выявляют их собственные ценно-

сти, цели и жизненные приоритеты, они относятся к смыслу их суще-

ствования);

— расценивание изменений скорее как вызов, чем как угрозу.

Выносливая личность испытывает на прочность свою гибкость в ког-

нитивном плане, настойчива и знает, где найти поддержку.

Эти авторы рассматривают выносливость как характеристику

личности, которая выражается как в поведенческом плане, так и в ког-

нитивном. Кроме того, выносливость определяется как пучок харак-

теристик личности, существующих в качестве ресурса для противо-

стояния стрессовым событиям жизни.

Термин когнитивной выносливости (англ. cognitive hardiness)

создан Кобазой для описания адаптивного поведения индивидов, ко-

торые под давлением значительного стресса выявили лишь слабую

склонность к болезням. Кроме того, понятие выносливости неодно-

кратно использовалось в психологии здоровья.

Рассматриваемая в большей степени как индивидуальная харак-

теристика личности, выносливость, тем не менее, анализировалась и

на уровне семьи — Маккубином и др. (1991). В этом контексте она

понимается как особая сила, амортизирующая стресс, возникающий в

семье. К трем характеристикам, описанным Кобаза, Маккубин и др.

добавляет четвертую — доверие (1991). Речь здесь идет о способности

семьи планировать, преодолевать препятствия и жить осмысленно.

Понятие чувства связности появилось в контексте салютогенети-

ческого направления, которое задалось вопросом о происхождении

здоровья: Кто размещается на полюсах здоровья в континууме бо-

лезнь — здоровье? Почему некоторые люди ориентированы, вне за-

висимости от их положения в этом континууме, в конкретный момент

на полюс здоровья?

Отвечая на эти вопросы, Аарон Антоновский предложил понятие

ресурсов общего сопротивления, которое объединило все факторы,

эффективные в борьбе с факторами стресса. Ресурсы общего сопро-

тивления магическим образом становятся иммуностимулирующими,

минуя силу личности, деньги, социальную поддержку или культур-

ную стабильность.

Все ресурсы общего сопротивления имеют одно общее: они об-

легчают понимание смысла факторов стресса, которым мы противо-

стоим. Для определения этого общего фактора Антоновский ввел по-

нятие смысла связности, которое соотносится с ощущением полной и

длительной, хотя и динамичной, веры в то, что:

а) стимулы, которые проистекают в течение жизни из внутренней

и внешней среды, структурны, предвидимы, объяснимы;

б) имеются ресурсы для противостояния требованиям этих сти-

мулов;

в) эти требования составляют вызов, который стоит того, чтобы

его принять.

Чувство связности (когерентности) имеет, таким образом, три со-

ставляющих: а) разборчивость, ясность; б) способность управлять си-

туацией; в) факт, что в эмоциональном плане (не только когнитивном)

события имеют смысл, позволяет им стать вызовом, который достоин

эмоционального ответа и, следовательно, не является бременем.

Понятие разрастания (расширения) (англ. thriving) отсылает к че-

му-то большему, чем простая демонстрация гомеостазии, возврат к

ситуации в том виде, в каком она была до действия фактора стресса.

О`Леари и Иковиц предложили модель «добавленной ценности», ко-

торая объясняет, что после стресса индивид или сообщество может не

только выжить или восстановиться, но даже расшириться (1995). По-

нятие разрастания отсылает, следовательно, к ситуациям, в которых

после стресса становится «лучше, чем раньше».

Согласно Карверу, термин «сопротивляемость» должен быть со-

хранен для ситуаций, в которых возможно только возвращение к со-

стоянию, предшествующему стрессу (1998).

Понятие разрастания может быть также применено к семьям, ор-

ганизациям и даже нациям, которые не только восстановились, но ко-

торые разрослись вследствие глубоких изменений в коммуникацион-

ном, социальном, экономическом или политическом аспектах

(О`Леари, 1998).

Понятие неуязвимости, задуманное как одна из крайних точек

континуума уязвимость—неуязвимость, появилось в работах Антони

(1974), который описал «синдром психологически неуязвимого ре-

бенка». Для иллюстрации понятия неуязвимости Антони привел ис-

торию о трех куклах Жака Мэя: по стеклянной, пластмассовой и

стальной кукле сильно ударили молотком. Удар разбил вдребезги

стеклянную куклу, оставил рубец на пластмассовой, а третья, сталь ______-

ная, осталась невредимой. Несколькими годами позже, в предисловии

к знаменитой книге Вернера и Смита «Уязвимый, но непобедимый»,

Гармези (1982) тоже говорил о неуязвимом ребенке, которого он на-

звал «здоровым ребенком в нездоровой среде».

До сих пор идея неуязвимости, как и идея бессмертия, не остав-

ляет человечество. В клинической психологии использование его

вызвало критику. Антони сам признавал, что метафора трех кукол

являет собой «недостаточную и упрощенную модель человеческого

состояния». Некоторые критикуют во многом статичный характер

понятия неуязвимости. Для других нет неуязвимости абсолютной или

общей, но только относительный иммунитет к стрессовым событиям

и ситуациям. Исследователи, кроме того, говорят об отрицательных

последствиях популяризованных идеализаций (запечатленных, на-

пример, в выражении superkids (вундеркинды) и, в скрытой форме,

наиболее высокой оценки. Наконец, есть те, кто опасается, что поня-

тие неуязвимости может стать препятствием для осуществления пре-

вентивных социальных мер, позволяющих воздействовать на факторы

риска окружающей среды.

В силу всех этих причин, понятие неуязвимости используется все

меньше, уступая место термину «сопротивляемость». Неуязвимость

теперь понимается как крайняя точка континуума, начинающегося с

уязвимости (тоже крайней точки). Но даже для понятия уязвимости,

которое сохраняет свое место среди важных понятий развивающей

психопатологии, представляется необходимым напомнить утвержде-

ние Анны Фрейд (1978, 1982), написавшей, что «невозможно объяс-

нить уязвимость с помощью индивидуальных характеристик ребенка,

но требуется осмыслить ее в более общих и надличностных терминах».

«Таким образом, скорее неуязвим не ребенок, а сам процесс развития»,

— заключила Анна Фрейд. Такое видение позволяет предотвратить

последствия травмирующего события для уязвимого ребенка.

В английском языке различаются понятия адаптации (adaptation)

и коррекции (регуляции, adjustment). Согласно Тезаурусу PsycINFO,

адаптация — термин более широкий, он отсылает к состоянию гармо-

нии между внутренними потребностями и внешними требованиями, а

также к процессам, используемым для достижения этого состояния.

Возможно, следует _______употреблять более специфичный термин. Некото-

рые французские авторы ввели слово «регуляция» для перевода тер-

мина «копинг», который обозначает совокупность стратегий, исполь-

зуемых для противостояния стрессовому событию или стрессовой си-

туации. Согласно Тезаурусу, регуляция должна быть отделена от

адаптации по принципу отнесения к физиологии или биологии.

В «Психологическом словаре» Фрейлиха (1997) уточнено, что

термин «адаптация» заимствован из биологии и физиологии. Как ут-

верждает Фрейлих, «термин этот означает все изменения состояния

организма и систем, его составляющих, которые благоприятствуют

аккомодации (приспособлению) и корректировке в соответствии с

модификациями среды в целях сохранения, восстановления или

улучшения жизненных и функциональных способностей. Процессы

адаптации увеличивают свою сложность, восходя от тропизма к со-

циальной адаптации.

Соотношение между сопротивляемостью и адаптацией хорошо

описано Анн С. Мастен (1994), которая отметила, что сопротивляе-

мость индивида отсылает к успешной адаптации, несмотря на риск и

бедствие. Для Мастен сопротивляемость, как и психопатология, оце-

нивается на основе нормативных образцов развития (паттернов) и в

нормативных условиях среды. Если индивид оценивается как обла-

дающий сопротивляемостью, это включает и оценку адаптации.

Итак, можно утверждать, что:

— термин «выносливость», используемый как синоним сопро-

тивляемости до 2003 г., актуализирует только три характеристики

личности, обладающей сопротивляемостью (контроль, вовлеченность,

вызов);

— чувство связности (когерентности) описывается тремя факто-

рами, позволяющими сохранять здоровье перед лицом стрессоров (яс-

ность, способность управлять, придание смысла);

— понятие «разрастания» отсылает к наивысшему результату, к

которому может привести сопротивляемость, и означает способность

стать лучше, чем до стресса или травматизма;

— неуязвимость описывает (преимущественно статично) сохра-

нение психического здоровья в среде, обычно расцениваемой как па-

тогенная. Подвергшись критике, она уступает свое место понятию со-

противляемости;

— адаптация — понятие, заимствованное из биологии и физиоло-

гии_______, может быть рассмотрена как показатель сопротивляемости, когда

оценивание показывает, что имеет место успешная адаптация.

Наши рекомендации