И психогигиенические рекомендации

Изучение спортсмена, знания о нем, как бы глубоки и правильны они ни были, не помогут спортивному совершенствова-1 нию, пока на их основе не начнется воздействие. После изучения] условий деятельности, психологических и профессиональных осо-| бенностей спортсмена, тренера и других лиц, участвующих в этой деятельности, самый простой и распространенный способ воздействия— это рекомендация, подсказка, совет или просто сомнением которое заставляет задуматься, изменить отношение, решение,! действие. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомен-] дации предписывают определенный характер и последовательность] восприятий, воспоминаний, размышлений, переживаний, действий,! слов и пр. Они должны быть своевременными, соответствовать! индивидуальным особенностям адресата (возрасту, полу, образо-1 ванию, интеллекту и др.), а также ситуации и особенностям взаи-1 моотношений спортсмена и педагога. Истинное для одного чело-1 века и для определенных условий, для другого или в другой си туации может оказаться бесполезным или даже вредным. ЧенЯ более авторитетен, опытен, уважаем, известен педагог, эффективч

ней его рекомендации. Лучше всего, когда рекомендации даются от имени науки, объективно доказавшей их правомерность. Нередко они бывают построены на здравом смысле, на житейских или профессиональных наблюдениях. А это значит, что они могут содержать в себе как тонко подмеченные и правильные факты, так и закрепившиеся неверные представления. Добиться научной обоснованности каждой рекомендации — задача недостижимая, но при сомнении в верности рекомендации от нее лучше отказаться.

Рекомендации могут носить как обобщенный характер, так и подчиненный случаю — эпизодический, конкретный. Они содержат большой элемент демократизма, несмотря на то что в них часто используется слово «должен». Рекомендации не приказывают, не требуют—они советуют, нередко предоставляют выбор, дают знания, информацию к размышлению. Они меняют отношения, побуждают, обучают, воспитывают и, что очень важно, дают предельно сжатое психологическое образование. Поэтому часто рекомендации направлены тренеру и другим взаимодействующим со спортсменом людям с целью поднять уровень, их психологической, психогигиенической и психотерапевтической грамотности. Поскольку большинство вопросов прикладной психологии может быть в той или иной мере выражено в рекомендациях, их число очень велико. Здесь приводятся рекомендации, касающиеся наиболее ответственных моментов спортивной тренировки и соревнований.

1. Некоторая степень психического перенапряжения в пик тре
нировочной нагрузки — естественное следствие правильно постро
енного тренировочного процесса. Отсутствие признаков психиче
ского перенапряжения означает, что спортсмен мог бы выдержать
большую физическую нагрузку и более жесткий спортивный ре
жим.

2. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от
максимума объема и интенсивности, у спортсмена появляются
явные признаки психического перенапряжения, причины его надо
искать в дополнительных факторах: а) неблагоприятном психо
логическом климате (например, конфликт с кем-нибудь из членов
коллектива, длительное пребывание на сборах в отрыве от дома,
от семьи); б) снижении мотивации (например, отмена поездки
на соревнования, в которых спортсмен очень хотел принять уча
стие); в) конфликтной жизненной ситуации (например, необхо
димость делить время между тренировками и подготовкой в ин
ститут); г) появлении в системе ценностей новой ценности, более
значимой, чем спорт, и др.;

3. Тренер должен помнить, что при появлении признаков первой
стадии перенапряжения — нервозности — коррекции требуют в ос
новном отношения и поведение спортсмена, возможно, его режим,
но не тренировочная нагрузка. Спортсмен должен знать о необхо
димости пережить эти состояния и быть уверенным, что быстро
восстановится в период запланированного снижения нагрузки.

4. При появлении признаков второй стадии перенапряжения —
порочной стеничности — тренеру необходимо пересмотреть запла-

и психогигиенические рекомендации - student2.ru нированную тренировочную нагрузку и систему восстановлена спортсмена.

5. Если обнаруживаются признаки третьей стадии психического
перенапряжения — астеничности, значит, тренер допустил грубые
ошибки в подготовке спортсмена: в методике, организации усло
вий жизни, питания, общения, отдыха и т. п. Спортсмен, про- |
шедший третью стадию перенапряжения, редко возвращается в,
большой спорт. Длительный отдых и щадящий режим, необходи- $
мые ему после этого, смещают жесткие целевые установки, на
рушают непрерывность процесса подготовки к высокому резуль-1
тату, не позволяют вновь мобилизоваться на нелегкий спортивный
труд.

6. Волнение перед стартом — необходимый компонент высокого
результата. Оно помогает спортсмену перешагнуть через стандар-:■!
ты тренировочных результатов, подняться над собой, привычным
и ординарным, часто на неожиданную высоту.

7. Если во время разминки перед стартом у спортсмена на- J
рушилась техника — это, скорее всего, следствие напряженности,
которая приводит к дисгармонии функций, .нарушает работу мышц-
антагонистов и сбалансированную систему их напряжения-рас-:;;
слабления. Корректировать технику в эти моменты — значит вме-i
шиваться в автоматизмы навыка. Поэтому начинать лучше с псщ
хологического состояния спортсмена.

8. В период соревнований у спортсмена повышена чувствитель
ность ко всему, что так или иначе касается его выступления и.
результата, и в первую очередь к любому из проявлений состоя-,.
ния тренера. Поэтому тренер ни при каких обстоятельствах не
должен проявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего
выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности, не
оправданной суетливости. Психическое напряжение в период со
ревнований испытывает не только спортсмен, но и тренер (бывает,
что тренер даже больше). Но чтобы спортсмен не заметил этого,
тренер должен быть настроен оптимистически, уверенно, в обще
нии быть легким, раскованным.

9. Отношения и манера общения тренера со спортсменом во
время соревнований должны быть обычными либо более мягкими.
Содержание и форму своих обращений к спортсмену необходимо
очень тщательно контролировать.

10. То, что было полезно для мотивации тренировочного про
цесса, может оказаться вредным в соревновательной обстановке
(разговоры о результатах выступлений, всякого рода «накачки»,
заострение внимания на значимости выступления). Все это до
пустимо лишь в крайних случаях подавленности спортсмена, и то
непосредственно перед стартом.

11. Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства со
перника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений
в технике или необычности его поведения.

12. Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как:
«Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут
вызвать только раздражительный ответ. Целесообразнее го-

ворить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом — это помощник спортсмена.

13. Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо ука
зания в отношении его действий или поведения, то фразы должны
быть краткими и понятными. Неопределенные выражения, указа
ния, связанные с поиском вариантов, лучше исключить. В мо
менты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий, автори
тетный приказ выполнять определенные действия может оказаться
вполне оправданным, особенно если он отдан императивно, в ма
нере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необхо
димости именно этих, а не каких-либо других действий.

14. Оценивать действия спортсмена необходимо спокойным то
ном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положитель
ные. Спортсмену, закончившему выступление неудачно, нужно
уделить особое внимание. Нельзя выражать разочарований по по
воду его результата, подчеркивая бесперспективность спортивного
будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два после
соревнований, когда страсти улягутся.

15. В период соревнований тренер не должен быть озабочен,
чрезмерно внимателен или назойлив в своем стремлении помочь
спортсмену. Особенно перед сном. Ни в коем случае не следует
уговаривать его быстро заснуть. И даже «Пора спать» лучше
заменить на «Пора отдыхать».

16. Тренер должен помнить, что спортсмена окружает много
людей, недостаточно хорошо знающих спорт, не всегда правильно
понимающих спортсмена. Они любят задавать вопросы о само
чувствии, о предполагаемых результатах, о соперниках и пр., что
часто вредит спортсмену. Особенно надо опасаться восторженных
доброжелателей, которые всегда уверены в рекорде, в победе и
т. п. В первую очередь следует оберегать от них молодых, не
закаленных в спортивных баталиях спортсменов.

17. Спортсмен должен знать, что сильнейший враг будущего
результата — это мысли о нем. Их надо заменять мыслями о ра
боте, о том, что, как и когда делать. Для большинства спортсме
нов мысли о результате в конкретной и лаконичной форме по
лезны только непосредственно перед стартом.

Приведенные рекомендации — лишь примеры. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации (как собирают афоризмы), и еще лучше, когда он формулирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности.

В структуре психологического обеспечения спортивные рекомендации, как средства воздействия, отличаются рядом достоинств и недостатков. К достоинствам относятся: всеохватывающий характер, простота использования, широкий временной диапазон эффекта воздействия (от мгновенной реакции до следов, остающихся спустя годы), огромное многообразие форм при одном и том же содержании, возможность учета тончайших оттенков психических состояний и свойств личности и пр. К недостаткам рекомендаций относятся: их нередко спорный характер (когда они базируются не на строгих научных фактах, а на наблюде-

и психогигиенические рекомендации - student2.ru нии), поучающая форма (что у спортсменов, достигших успехов,} может вызвать негативную реакцию), отсутствие системы в их! реализации и пр. Эти недостатки, особенно последний, устраняются целенаправленной систематической психологической подготов-' кой к спортивной деятельности.

Наши рекомендации