Методические рекомендации по применению учебной литературы и рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Введение

«Менеджмент» – одна из важнейших научных дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов различных специальностей и направлений.

Предметом изучения данного курса являются методы, правила и приемы рациональной организации и управление производственного процесса в пространстве и во времени.

Данные методические указания разработаны для оказания методической помощи студентам при самостоятельном изучении дисциплины «Менеджмент».

Целью изучения дисциплины «Менеджмент» является освоение современных концепций теории менеджмента, практики организации и планирования предприятия лесного комплекса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы);

- основные принципы, функции менеджмента, принципы построения организационных структур функций управления, формы участия персонала в управлении, основные принципы этики деловых отношений;

- виды и основные характеристики предприятия, типы производства и формы движения предметов труда во времени и пространстве, принципы и методы организации и нормирования труда, методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия, разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

- качество выпускаемой продукции;

Уметь:

- применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;

- проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию продукции;

- определять финансовые результаты деятельности предприятия;

Владеть:

- методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований;

- методами управления действующими технологическими процессами при производстве изделий из древесины и древесных материалов, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка.

В методическое указание включены основные темы менеджмента, предназначенные для самостоятельного изучения дисциплины. По каждой теме даны вопросы для обсуждения, задачи для само­стоятельной работы и закрепления пройденного материала. В конце методического указания приводится список литературы.

Методические рекомендации по применению учебной литературы и рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Их количество, значительно возрастает для студентов заочного обучения.

Студент должен прийти в вуз с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшее учебное заведение лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления их с Рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, пока­зывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Рабочей программы учебной дисциплины, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Требуется творческое отношение и к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область экономических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, кон­цептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Любая наука, следовательно, и «Менеджмент», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия – это та база, на которой «стоит» каждая наука. Понятия – узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента.

Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления.

В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристике экономических отношений, связей, процессов применяются понятия «закона», «закономерностей», дается характеристика некоторых, на взгляд автора, экономических законов и закономерностей.

Если студент изучает систематический курс по учебнику, где даются те или иные законы, ему ни в коем случае не следует просто «опускать» соответствующие страницы учебника, а необходимо внимательно вникнуть в их содержание. Не возбраняется пользоваться изложенными в учебнике характеристиками законов, вникая при этом в их содержание.

Нелишне иметь в виду и то; что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая, естественно, не совпадает с логикой данной Рабочей программы учебной дисциплины. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной ло­гической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у студентов должна быть ясность в том, какие темы, вопросы Программы учебного курса они уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам.

2. Содержание разделов и тем самостоятельной работы студентов по освоению лекционных вопросов дисциплины «Менеджмент»

Наши рекомендации