Этапы развития психики животных
1 стадия элементарной чувствительности(питания, самосохранения, размножения и т. п.)
2 стадия предметного восприятия(появление интеллектуальной психики, т.е. отражение индивидуально - приобретенных навыков поведения)
Стадия интеллектуальной психики
(отражение межпредметных связей, животное способно обходить препятствия, решать задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения)
Труд — процесс воздействия человека на природу
Структура психики человека
o Психические процессы
o Психические состояния
o Психические свойства
Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.
Занятие 2 .Объективная и субъективная реальность. Структура субъективной реальности.
Обсуждение теоретических вопросов:
1.Объективная реальность, ее компоненты.
2.Особенности восприятия объективной реальности психикой.
3.Структура субъективной реальности.
4.Психический образ, его особенности и функции.
Теоретические занятия (лекции) 1 час. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.
Лекция 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
2. Особенности человеческого организма.
3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
4. Основные характеристики деятельности.
5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику
Организм
· использует закономерности природы,
· существует только в природной среде,
· в процессе обмена продуктами с природной средой
Круги влияния:
1.круг космической жизни (рождение под определенной звездой)
2. целое жизни Солнечной системы (солнечные вспышки, повышение радиоактивности оказывают непосредственное влияние на классовые психические состояния)
3. Более непосредственный круг - жизнь Земли:
- влияние климата
· (в условиях теплого климата душевная легкость;
· в условиях холодного климата, организованность, ритмичность;
· в условиях умеренного климата уравновешенность, сдержанность)
- части света, географические условия среды обитания (расовые биопсихические особенности);
- природные условия (степной житель привык просматривать пространство одним взором, у жителя гор ориентировка строится уже по-другому);
- ритмы природные (смена времен года, времени суток;
- метеорологические изменения (болят раны, обостряются заболевания)
Особенности человеческого организма
Особенности психики определяют:
Пол
(девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью)
Возраст(разница в психике младенца, юноши и старика).
Нервная система — центр деятельности всего организма (Роджер Сперри)
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
Важнейшая функция психики — регуляция,
Управление поведением и деятельностью
(А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский).
Таблица 2
Важнейшие особенности деятельности | |
животных | человека |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) | Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности |
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия | Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания |
Приспосабливаются к внешней среде | Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания.
Ведущими факторами возникновения были труд и язык.
Смыслесть отражение отношения цели действия к мотиву.
Поведение -внешние проявления психической деятельности человека.
Факты поведения:
· отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание руки);
· внешние проявления (поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и др.);
· действия, имеющие определенный смысл;
· поступки.
Поступок— действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.