Этапы развития психики животных

1 стадия элементарной чувствительности(питания, самосохранения, размножения и т. п.)

2 стадия предметного восприятия(появление интеллектуальной психики, т.е. отражение индивидуально - приобретенных навыков поведения)

Стадия интеллектуальной психики

(отражение межпредметных связей, животное способно обходить препятствия, решать задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения)

Труд — процесс воздействия человека на природу

Структура психики человека

o Психические процессы

o Психические состояния

o Психические свойства

Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

Занятие 2 .Объективная и субъективная реальность. Структура субъективной реальности.

Обсуждение теоретических вопросов:

1.Объективная реальность, ее компоненты.

2.Особенности восприятия объективной реальности психикой.

3.Структура субъективной реальности.

4.Психический образ, его особенности и функции.

Теоретические занятия (лекции) 1 час. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.

Лекция 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.

1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.

2. Особенности человеческого организма.

3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.

4. Основные характеристики деятельности.

5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.

6. Потребности. Гомеостатическое поведение.

Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику

Организм

· использует закономерности природы,

· существует только в природной среде,

· в процессе обмена продуктами с природной средой

Круги влияния:

1.круг космической жизни (рождение под определенной звездой)

2. целое жизни Солнечной системы (солнечные вспышки, повышение радиоактивности оказывают непосредственное влияние на классовые психические состояния)

3. Более непосредственный круг - жизнь Земли:

- влияние климата

· (в условиях теплого климата душевная легкость;

· в условиях холодного климата, организованность, ритмичность;

· в условиях умеренного климата уравновешенность, сдержанность)

- части света, географические условия среды обитания (расовые биопсихические особенности);

- природные условия (степной житель привык просматривать пространство одним взором, у жителя гор ориентировка строится уже по-другому);

- ритмы природные (смена времен года, времени суток;

- метеорологические изменения (болят раны, обостряются заболевания)

Особенности человеческого организма

Особенности психики определяют:

Пол

(девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью)

Возраст(разница в психике младенца, юноши и старика).

Нервная система — центр деятельности всего организма (Роджер Сперри)

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.

Важнейшая функция психики — регуляция,

Управление поведением и деятельностью

(А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский).

Таблица 2

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства,   орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания.

Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Смыслесть отражение отношения цели действия к мотиву.

Поведение -внешние проявления психической деятельности человека.

Факты поведения:

· отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления (поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и др.);

· действия, имеющие определенный смысл;

· поступки.

Поступок— действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Наши рекомендации