Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней.

Выделяется стадии:

· элементарной сенсорной психики,

· перцептивной психики

· и стадию интеллекта.

Первая и вторая стадии включает в себя уровни: низший и высший.

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение, включающее:

-ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

-формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

-сличение выполненных действий с исходным намерением.

Одним из источников, создающим существенные условия для формирования интеллектуального поведения, являются

· возрастающая сложность восприятия

· и большая прочность памяти.

Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями.

Эксперимент:

Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик опускали приманку. Через некоторое время животное отпускали: если след в памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких действий.

Пример длительности сохранения следов образной памяти у различных животных:

· Крыса – до 10 – 20 секунд,

· Собака – до 10 минут,

· Обезьяна – до 16 – 48 часов.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развития человеческого сознания.

Главное отличие сознания человека состоит в том, что его появление обусловлено изменением законов, управляющих развитием психики.

Если на всем протяжении истории животного мира общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет:

- памяти, речи, мышления и сознания

- усложнения деятельности

- совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира,

- изобретению и широкому использованию знаковых систем.

У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание – это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Т.е мы можем сказать, что сознание есть “общественный продукт”, или осознанное бытие.

Психологические характеристики сознания.

I. Первая его характеристика человеческое сознание включает в себясовокупность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшиепознавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет свои знания.

К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

· С помощьюощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

· Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого.

· Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.

· Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

II. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не - я".

Человек, единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Отделение "я" от "не - я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формированиясамосознания человека.

III. Третья характеристика сознания -обеспечение целеполагающей деятельности человека.

В функции сознания входитформирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.

Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

IV. Наконец, четвертая характеристика сознания -включение в его состав определенного отношения.

· В сознание человека неизбежно входит мир чувств, гденаходят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

· В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

ОБРАЗЫ “Я” В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Проблема самосознания (Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.

Образ «Я» (Я-образ, Я-концепция) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:

1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности;

2. углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире);

3. интеграция(осознание себя единым целым);

4. осознание собственной индивидуальности;

5. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры;

6. развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит.

Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон:

- познавательной (самопознание),

- эмоционально-ценностной (самоотношение)

- и действенно-волевой (саморегуляция).

Имеется в видупроцесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.

Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я».

В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я».

Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты ипредставления о своей сущности, общественной ценности.

Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

Структура самосознания, таким образом, понимается как

- единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности),

- самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе)

- и саморегуляции.

Психологические явления, относящиеся к бессознательному уровню

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

В бессознательном, в отличие от сознания,

- невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает,

- невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят

· психические явления, возникающие во сне (сновидения);

· гипнотические состояния;

· инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

· движения, так называемые автоматизмы, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;

Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля:

- навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д.

Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

· Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Например:

1. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар.

Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма.

Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

2. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять

минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик.

Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание.

На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик.

Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял:

она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея

целью убедиться в том, что он принадлежит ей.

Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Отрасли психологии

Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специ­альные.

Обшие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельнос­тью занимаются.

Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология».

Обшая психология изучает обшие закономерности воз­никновения и функционирования психики

Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, пред­ставляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений.

К ним относятся:

· возрастная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения, людей разного возраста;

· социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения чело­века в процессе его межличностных взаимодействий.

· дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга.

· психофизиология- это отрасль психологии, изучающая связь пси­хических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;

· педагогическая психология - отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обу­чения;

· медицинская психология - отрасль психологии, изучающая осо­бенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие:

- политическая психология,

- экономическая психология,

- военная психо­логия,

- психология спорта,

- психология рекламы и т.д.

Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на теоретические и практические.

Психологи-теоретики заняты:

- поиском новых знаний,

- они на­блюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории,

- интерпретируют полученные результаты,

- создают схемы,

- объясня­ющие поведение.

Психологи-практики более многочисленны – это:

- школьные пси­хологи,

- медицинские психологи,

- социальные психологи,

- психоло­ги-консультанты в организациях и т.д.

Методы психологии

Психические явления нематериальны, и, следовательно, мето­ды, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят.

Это было известно еще в XVIIl и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв. «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения.

Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты.

Самонаблюдение - неотъемлемое качество человека.

- Мы все время анализируем свои действия и чувства,

- оцениваем свое отно­щение к другим людям и их отнощение к себе.

Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадеж­ной.

Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и друтие психические состояния, сколь­ко свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутрен­ний мир и искренне хотим рассказать о себе правду.

Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать.

Наша психика - не замкнутый в себе мир.

Наши мысли, чув­ства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению.

Их можно записывать, сни­мать на пленку и т.д.

Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.

I.

Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования.

Существует несколько видов наблюдений

О внутреннем наблюдении мы говорили выше.

1. Внешнее наблюдение - это наблюдение со сто­роны.

2. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок и программы,

3. а стандартизованное, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

4. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т.д.

5. Можно также наблюдать человека незаметно.

При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы.

- Наблюдение прово­дится в естественных условиях. +

+ -

- Его относительная простота соче­тается с субъективностью наблюдателя и определенными трудно­стями при подготовке данных к обработке. -

- Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения.

II.

Эксперимент - один из основных методов психологии.

Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы:

1. Во ­первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия.

2. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить.

3. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того:

- как понята цель участниками,

- где, когда и кем проводится эксперимент,

- как ведет себя эксперимен­татор и т.д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко.

В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть:

- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией;

- естественным, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей);

- констатирующим, когда изучаются психологические явления;

- формирующим, если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.

Например: Т.В. Ендовицкая изучала у дошкольников остроту зрения с по­мощью колец Ландольта в двух сериях экспериментов. Сначала из­мерили, с какого расстояния дети способны определить разрыв в кольце в обычных условиях, затем предлагали игру в «охоту». В среднем острота зрения у всех участвующих повысилась почти на 30%.

III.

Тест (англ. проба, проверка) - один из популярных современ­ных методов.

Тест - это специализированный метод психодиагно­стики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Психодиагнос­тика - процедура оценки индивидуально-психологических свойств личности.

Хороший тест приходится создавать годами.

Например,

первый из тестов интеллекта Векслера-Белвью был издан в 1929 г. Пере­смотренный вариант появился в 1946 г. В 1955 г. он активно об­новлялся, и теперь широко известен как шкала интеллекта взрос­лых Векслера (WAIS). В 1981 г. тест был пересмотрен и теперь известен как WAIS-R.

Виды тестов:

· тест-задание, предполагающий оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает;

· тест-опросник, основанный на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (пригодности) и на­дежности вопросов.

+Положительная сторона тестов в том, что они применимы к людям с

Различным статусом.

-Недостаток состоит в том, что чело­век при желании может сознательно

повлиять на получаемые ре­зультаты, особенно если он заранее знает, как построен тест и ка­ким образом по его результатам будут оценивать его психологические особенности.

В этих случаях обычно применяют проективные методики:

· проективный, который можно использовать для изучения про­цессов, не осознаваемых человеком.

- «Нарисуй семью»,

- «Дом-дерево-человек»,

- «Нарисуй несуществующее животное» и т.д.

- Широко применяют тест Лю­шера,

- тест Роршаха (тест чернильных пятен) и т.д.

В качестве методов исследования используют:

IV. Опрос

V. Биографи­ческий метод

VI. Близнецовый метод

VII. Социометрию (метод исследова­ния взаимоотношений в группе),

VIII. Анализ продуктов деятельности (почерк, одежда) и т.д.

Методологические принципы современной психологии

Методология - система принципов организации теоретической и практической деятельности.

Рассмотрим методологические прин­ципы отечественной психологии.

1. Принцип детерминизма, или причинной обусловленности психи­ческих явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности.

2. Принцип единства сознания и поведения означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

- С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он внутренне ее сознает, а с другой - восприятие и отношение к ситуации будут зависеть от того, как субъект поведенчески с ней взаимодействует.

3. Принцип системности - психика слож­нoе единство элементов, каждый из которых требует самостоя­тельного изучения. Принцип системности предполагает многооб­разие источников и движущих сил развития человека.

4. Принцип развития означает, что психику можно правильно по­нять и адекватно интерпретировать, если рассматривать ее как про­дукт развития и в процессе развития.

5. Принцип личностного подхода означает изучение психики чело­века как индивида, а не как представителя биологического вида, социальной группы.

Выводы

1. Психология - научная дисциплина, занимающаяся исследова­нием внутренних психических процессов, их внешних проявлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний.

2. Каждое из направлений психологии характеризуется собствен­ным представлением о психике человека, ее происхождении и фор­мировании.

3. Основные функции психики - когнитивная, регулятивная и коммуникативная.

4. Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на общие и специальные, теоретические и практические.

5. К основным методам психологии можно отнести наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос.

6. Методологические принципы отечественной психологии – это

· принцип детерминизма,

· принцип единства сознания и поведения,

· прин­цип системности,

· принцип развития,

· принцип личностного подхода

Наши рекомендации