Экспериментально-психологические методики
Особую среди них популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леон-тьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в аре-нале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003, 2004). К ним относится: - простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к с/деланному;
- выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; - вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; - наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; - подсказ, совет действовать тем или иным способом;
Характер протекания беременности (нормальное, токсикозы, (нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.) |
- демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;
- обучение тому, как надо выполнять задание.
Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:
- сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению;
- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;
- каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.
Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования
I. Общие данные.
_Дата рождения__________________ |
Ф.И. ребенка______________
Посещает ДОУ № / школу №_____________________
возрастная группа___________/ класс_____
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)______________
Характер протекания родов___________________________
Состояние ребенка при рождении____________________________
Особенности развития в раннем возрасте._____________
начал держать головку_________________сидеть_______________стоять___________________ходить_______________
Речевое развитие
гуление______
лепет___________
появление первых слов_
переход к овладению фразовой речью__________
(указать возраст)
Как проходило развитие речи ( нормально, быстро, задержка формирования речи и др.)_____________________
Перенесенные заболевания и травмы
в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________
в последующие годы____
в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома_________ в детском саду____
Семейный анамнез ( заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/ _________
Отмечаемые у них нарушения _____________________
II. Анамнестические сведения
а) Сведения о семье
Характеристика семьи ( полная, неполная )__________________
мать_____________________
(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, профессия) отец___________________
(те же сведения ) другие члены семьи__________________
Материально-бытовые условия_
г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований________________________
Состояние зрения___
слуха_________________
опорно-двигательного аппарата______________________
Физическое развитие ребенка_______________________
Неврологический статус____________________________
Заключение психоневролога_____ |
операционная стороны предметно-пракшчсскоь и интеллекту- альной деятельности ребенка.
При анализе организационной стороны деятельности анализи руется следующее:
- может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;
- планирует ли он свою деятельность;
- контролирует ли он ее;
- правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;
- способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
- может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;
- насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;
- какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.
При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации * абстрагирования.
Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.
В заключении должны быть отражены следующие моменты:
- каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичное нарушения возникли вследствие первичного дефекта;
- какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи;
- соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;
- каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений Я практических навыков) к моменту обследования;
- какова степень обучаемости ребенка;
- как проявляется воздействие интеллектуального И речевого развития ребенка на формирование его личности.
4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.
Методические рекомендации к составлению психологического заключения
Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психо-10ГИческое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.
Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования.
Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к Связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.
В своей завершающей части психологаческое заключение должщ| содержать рекомендации, которые содержат обоснование последов», тельности включения в работу с ребенком тех или иных специали-
стов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога
общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).
Психологическое заключение пишется в свободной форме;
тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помо» щи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном, случае.
В третьей части заключения делается вывод о структур*) нарушения познавательной деятельности. При этом отмечают-ся не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющий прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся реко-
мендации организации и содержанию психолог-
педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.
Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.
II. 6 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии*
Педагогическая характеристика - документ, отражающий сведение и успеваемость учащихся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие данного ребенка, дисциплинированность, некоторые его лично--тные черты (черты характера, коммуникабельность и др.).
В педагогической характеристике детей с ограниченными возможностями развития находят отражение не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, обуслов-1енные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. Отмечаются изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием вос-питания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками.
В специальной школе (детском саду компенсирующего вида) педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель коррекционной группы) на основе изучения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
При составлении педагогической характеристики ребенка с проблемами в развитии в конце учебного года или при переходе в другую школу (ДОУ) следует указывать, как выполняются важнейшие задачи коррекционного обучения и воспитания: преодоление и компенсацию нарушений психофизического развития, подготовка ребенка, посещающего ДОУ, к обучению в школе; подготовка учащегося к общественно полезной профессиональной деятельности.
При составлении педагогической характеристики педагог Должен использовать все данные, полученные при изучении детей: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, Рисунков; сведения, полученные от родителей и других членов семьи ребенка. В педагогической характеристике должны найти отражение не только недочеты и недостатки, свойственные ребенку с проблемами в развитии, но и его положительные качест-ва - то, на что педагог может опираться в учебно-воспитательной Работе.
*Рекомендовано Институтом коррекционной педагогики РАО для работников образовательных учреждений общего вида, а также сотрудников ПМПк (конселиумов).
II. 8 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения
В педагогическую) характеристику ребенка, имеющего отклонения в развитии, необходимо включать конкретные факты характеризующие особенности личности ребенка, а именно:
• сведения о развитии и воспитании ребенка до поступления $ школу (ДОУ);
• наиболее важные медицинские показания;
• данные, характеризующие особенности развития речи ребен ка;
• формирование основных психических процессов и функци} (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.); « данные об успеваемости учащегося (об успешности усвоения знаний, умений и навыков по программе воспитания и обучения в ДОУ);
о об отношении ребенка к учебным занятиям, к педагогу, учебному коллективу (другим детям); ® сведения об отношении к занятиям по труду, общественным поручениям;
•э данные, характеризующие дисциплинированность и поведение ребенка, соблюдение им правил поведения в коллективе; данные, показывающие динамику развития ребенка под направляющим воздействием педагогов образовательного учреждения, процесса коррекционного обучения и воспитания. » В характеристике следует отразить достигнутые результаты обучения, те изменения, которые произошли в поведении ребенка в процессе овладения знаниями и навыками. Необходимо также определить задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы.