Лекция 1. Возникновение и развитие психики в биологической эволюции

Краткое содержание лекции. Адаптивное значение психики. Понятие критерия психического. Гипотеза А.Л. Леонтьева о возникновении психики. Соотношение понятий раздражимость и чувствительность. Особенность психического отражения. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).

Адаптивное значение психики. Главный вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на этот вопрос так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

По существу такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому, закреплялось то, что было биологически полезно.

Развивая это представление, отечественный ученый А.Н. Северцев обратил внимание на два принципиально различных способа приспособление живых организмов к изменениям условий среды (1) путем изменения строения и функционирования органов и (2) путем изменения поведения без изменения организации [50, с. 149-159].

Первый способ был общим у растений и животных, второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А.Н. Северцев выделил, в свою очередь два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях наследуемых форм поведения – инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению, или по терминологии А.Н. Северцева, способности к «разумным действиям». «Разумные действия», по Северцеву, - это быстрые изменения поведения, своего рода, «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, в условиях, когда инстинкт оказывается беспомощным.

Идея А.Н. Северцева о двух различных механизмах развития поведения (путем изменения инстинкта и путем приобретения индивидуального опыта) и сама общая оценка психики как важнейшего фактора эволюции, являются важными и бесспорными теоретическими положениями.

Таким образом, ответом на поставленный в начале лекции вопрос будет тезис о том, что психика является средством приспособления живых организмов к среде.

Следующий вопрос, как возникла психика, приводит нас к необходимости определения понятия критерия психического.

Понятие критерия психического.Вопрос, что считать критерием психического был поставлен А.Н. Леонтьевым в работе «Проблемы развития психики» [30].

Критерий психического – это признак, по которому можно судить о возникновении психики возможности ее изучения. Спор по поводу критерия психического продолжается и сегодня. Существуют следующие позиции: антропсихизм (психика свойственна только человеку, так как только человек может дать субъективный отчет своим мыслям, переживаниям); панпсихизм (любая материя обладает психикой); биопсихизм (психика свойственна живой материи); нейропсихизм (признающий психику свойством нервной системы).

Неоднозначность позиций по поводу определения критерия психического приводит нас в область только гипотез.

Гипотеза А.Л. Леонтьева о возникновении психики. Соотношение понятий раздражимость и чувствительность. А.Н. Леонтьев выделяет функциональный критерий возникновения психики. По его убеждению психика зарождается в процессе эволюции живой материи как способ приспособления живых организмов к постоянно изменяющимся условиям среды. Чтобы выжить, живой организм должен реагировать на воздействия среды. А.Н. Леонтьев выделил два способа реагирования: раздражимость и чувствительность.

Раздражимость – это свойство живой материи реагировать на любые жизненно важные воздействия окружающей среды. Раздражимость – это биологическая форма отражения. Под воздействием среды живой организм приходит в активное состояние и осуществляет обмен веществ, следовательно, выживает.

Раздражимостью обладают все живые организмы. Так, для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами. Общую теорию тропизмов развил Ж. Леб. Он выделил: фототропизм (движение растений к свету); термотропизм (движение к теплу); хемотропизм (движение к определенным химическим раздражителям); геотропизм (движение корня растения в сторону центра земли); отрицательный тропизм (движение от вредного воздействия).

Приспособительные движения простейших одноклеточных организмов называются таксисами. Реакции простейших организмов в основном обусловлены внешними воздействиями.

В ходе эволюции живые организмы стали реагировать не только на биологически значимые воздействия среды, но и на индифферентные раздражители, т.е., биологически не значимые, постепенно приобретающие сигнальное значение. Например, звуком животное не питается, но звук может быть сигналом для поиска пищи. Выступая сначала как индифферентный, безразличный раздражитель, звук сочетается с жизненно важным раздражителем – пищей и приобретает для организма сигнальное значение. В качестве сигналов, указывающих на биологически важные свойства среды, выступают звук, запах, цвет и др.

Эту способность живых организмов выделять и отражать жизненно важные сигналы среды А.Н. Леонтьев назвал чувствительностью. С чувствительностью связано зарождение элементарных форм анализа, т.е., выделение отдельных свойств предметов окружающей среды и установление связей между ними и жизненно важными потребностями.

Согласно предположению А.Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

Особенность психического отражения. Особенностью психического отражения является то, что оно обусловлено внутренними факторами. Это значит, что одно и то же воздействие на живой организм вызывает у него различные реакции в зависимости от внутреннего состояния.

Существенной особенностью психического отражения является развитие нервной системы и прогрессирующая ее централизация, а также развитие органов чувств.

На ранних ступенях эволюции у животных организмов наблюдается элементарная чувствительность к различным механическим, термическим, химическим раздражителям, которые воспринимаются контактными рецепторами – кожей, органами обоняния и вкуса. Более поздними являются дистантные рецепторы – органы зрения и слуха. Развитие дистантных рецепторов увеличивает возможность отражения действительности, создает предпосылки для более совершенных форм поведения.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).Прежде чем перейти к вопросу о стадиях развития психики, остановимся на двух важных положениях А.Н. Леонтьева.

Первое положение: как показал А.Н. Леонтьев, каждая новая ступень развития психики начинается с усложнения форм поведения (форм двигательной активности), практически связывающей живой организм с окружающим его миром. Вслед за усложнением форм поведения (форм двигательной активности) возникает новая форма психического отражения.

Так, по мнению А.Н. Леонтьева, в период зарождения психики поведение живых организмов начали складываться в вещно-оформленной среде и должны были подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако, предметом отражения были не связи, а отдельные свойства среды (форма элементарных ощущений). На следующей ступени поведение определялось отношениями между предметами, и обеспечивалось отражением отдельных предметов (восприятие).

Второе положение: имеет место несовпадение биологического и психического развития. Например, живой организм, стоящий на высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает более развитой психикой. Отечественный ученый К.Э.Фабри объясняет это несовпадение неоднозначным соотношением между морфологией животного и образом жизни. Уровень психического развития определяется сложным соотношением факторов, таких как, морфология, условия жизни и поведенческая активность.

В развитии психики А.Н. Леонтьев выделяет три стадии: (1) стадию сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики и (3) стадию интеллекта. Позднее К.Э. Фабри выделил две стадии: первая - стадия элементарной сенсорной психики – имеет два уровня: низший и высший; вторая – стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений, для второй – перцептивный способ или уровень восприятия [56].

Задания для самостоятельной работы

1. Составить таблицу с описанием стадий развития психики по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри, используя материал следующего источника: Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб: Питер, 2014. С. 83-85.

Наши рекомендации