Задание 5. Методика изучения переключения внимания
Цель исследований: изучить переключение внимания и работоспособность в условиях активного выбора полезной информации.
Процедура исследования. Экспериментатор определяет время (в сек.) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.
Инструкция: «На карточках покажите числа от 1 до 25, называя их вслух».
Анализ результатов
Экспериментатор определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Затем вычисляется среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате). Экспериментатор чертит график, на котором по оси абсцисс откладывает номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат – время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.
Задание 6. Методика изучения устойчивости внимания
Цель исследования: определить концентрацию и продуктивность внимания при работе с корректурными таблицами.
Процедура исследования. На корректурной таблице. представляющей собой случайный набор согласных и гласных букв, испытуемый зачеркивает буквы: А, М, К, З. Работа осуществляется в течение двух минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: "Поставьте черту". Такая черта ставится испытуемым в том месте строки, где его застала данная команда, и служит в дальнейшем цели исследования динамики внимания. Команда «Довольно!» означает прекращение всего эксперимента.
Обработка результатов
Определить коэффициент точности – А; концентрации внимания – К и продуктивности – Е (по каждой минуте и за все пять минут работы). Коэффициентточностивычисляетсяпоформуле
А = (С – W) / (C + О),
где С – количество правильно зачеркнутых букв А, М, К. З;
W – количество ошибочно зачеркнутых букв;
О – количество пропущенных букв А, М, К. З.
Построить график, отображающий динамику А.
Показатель концентрации внимания К вычисляется как отношение
К=(C – О – W) / n х 100%,
где n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих зачеркиванию.
Коэффициент продуктивностивнимания Е подсчитывается по формуле
Е= А N,
где N – количество знаков, просмотренных за данный период времени (в любой строке текста имеется 40 букв).
Построить график изменения величины Е по отдельным минутам эксперимента.
Таблица 3
Корректурная таблица
ЮТЛПОЕГУНЦЕЙРЫДОЛОТИГЕЗКЮЖУСЫЭЗОРПИЧТЫКЦ
ФЫЖЕГУЩЦСТВИЧЯЛОШЕРАИМЗЛЖЙЦСТЬЕНВДЫЯХНЛТ
ВГИДШЗХЭБЮОДПТМАОСВДАРЫПЦТЧМЮГБИЛАШЫФДТА
ШАКЦУЙЫФЖДЛЧЙУЭЯТСИВДЬЮШЩНОАРСДЫЧКГУНЕЦС
ЭГЩНШПЛАДСЬФЯЧЖГШЗСТКВЛСИАПЙЯЧЖРДНШЕГАОЬП
РОГШЫЯЧЙКУРПЭЛДТБАШЕЗЦЯЧЮДХЫОЕНКПРЩУБЫДИ
ЛАШКГУМЯДЛГШЗЙЧВЫРКНСТФОВЖТЮНДМТАХЪЛЮИНК
ЛШРУИСБФЖЙЗЕНМИВДЖЧТЯЬЕЩГХЛЖОРАБЬИОВПЫНУ
РДВАЦКЧСЙУФИИЩЕБЧЗУТТГЕЬМТВЛРТСЛЕНЫИКПЙБМЗ
ЬЛОШНГПОВЖЩЗЛДПОСИЕНЫЕЦФБИЬРОПТСНЦЕУАВСЧ
ПНАРЫВПАЦКЙЧФТМИКЕВЖЬЗКЕОСМИКНАПРПЖДЭИЬП
ОЛГШНГПОАРПТИНЕЩУАЯЫЧИСЗГЭРТМЛОШЙИПКЕАОВ
ГНВПАМСИГЖНДИШЕОСЬЦЕУКЧВЫАПЗЛЮОШПРКАОЛТЬ
УКЕВАСМЫПРЦННШЕЩПОРЛИТАРЕНВПУЩШНДБЖИЗАГН
ЩДЛГГЕОАРЦУЯЧФЫЙЦВМАИЕЩУГЕРСТМОСЬВЛЕЩШДО
Анализ результатов
Качественная оценка исследуемых показателей внимания может быть проведена по шкале (табл. 4). По индивидуальным значениям величин Е (отнесенным ко всем пяти минутам работы) можно составить сводную таблицу для всей группы и построить кривую распределения величин Е.
Таблица 4
Шкала
Уровни | Пределы А | Пределы К |
Высокий | 0,98 и выше | 81 % – 100 % |
Выше среднего | 0,96 – 0,97 | 61 % – 80 % |
Средний | 0,93 – 0,95 | 41 % – 60 % |
Ниже среднего | 0,91 – 0.92 | 21 % – 40 % |
Низкий | 0,90 и ниже | 0 % – 20 % |
Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память является важнейшей познавательной функцией. Она является основой психической деятельности, составляет фундамент человеческой эрудиции. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Запоминание информации может быть механическим и логическим (смысловая память), произвольным и непроизвольным, непосредственным и опосредованным. Различают также следующие виды памяти:
– наглядно–образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы;
– словесно–логическую память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
– двигательную память, т. е. память на движения;
– эмоциональную память – память на переживания.
Кроме того, существует разделение памяти в зависимости от длительности сохранения информации на кратковременную и долговременную, оперативную и промежуточную.
Индивидуальные различия проявляются в основных свойствах каждого вида памяти: в объеме, прочности, точности, организованности. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна. Использование специальных средств обеспечивает наилучшие результаты запоминания и припоминания.
Эффективность запоминания зависит от:
– наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);
– важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);
– сочетания запоминания и применения;
– использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);
– эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);
– осмысления (глубокого понимания) материала;
– количества повторений;
– психического состояния человека и т.д.