Способы создания образов творческого воображения

1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

2. Аналогия – это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

4. Гиперболизация – субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).

7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.

Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?

4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

6. Какая информация передается в долговременную память?

7. Перечислите основные процессы памяти.

8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания ?

12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

13. В чем специфика словесно-логического мышления?

14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

15. В чем специфика творческого воображения?

16. Назовите виды воссоздающего воображения.

17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?

20. Каковы особенности памяти у детей.

21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.

· врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

· экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

· свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

· ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

· режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2

Как вы объясните описанные факты?

· Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.

Задание 3

· Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

· Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

· Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

· Художник разрабатывает проект оформления актового зала;

· г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4

Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

Задание 5

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.

Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.

Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.

Д. Собирание ребенком конструктора.

Е. Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6

Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?

· Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

· Составить предложение из данного набора слов.

· Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

· Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

Наши рекомендации