Методика изучения уровня внимания

Цель: Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция: "Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки ( в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой".

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания пра­вил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

ТЕКСТ

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Само­лет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

ОБРАБОТКА

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 — высший уровень внимания,

3-4 — средний уровень внимания,

более 5 — низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропу­щенных ошибок: пропуск слов в предложении или букв вслове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Ход выполнения задания: Дети старше 11 лет сами читают пред­ложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям моложе 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное.

Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде во­просно-ответной формы, что позволяет судить о понимании перенос­ного смысла и подтекста рассказа испытуемым.

Исследователь анализирует средства, использованные ребен­ком для заучивания текста, особенности регуляции его познаватель­ных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного из­ложения.

РАССКАЗЫ

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

2. Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гу­лять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Де­вочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птич­ку в гнездышко.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых че­тыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно сло­во к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычерк­нуть)".

Ход выполнения: Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере воз­можности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затрудне­ния, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, ко­торые ему были заданы, и его ответы.

БЛАНК ДЛЯ СЛОВЕСНОГО ВАРИАНТА

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4.Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Методика "9 карточек"

На 9 карточках готовим 3 легких задания (по любому предме­ту), 3 — средней тяжести, 3 — очень трудных.

Раскладываем карточки в 3 столбика (по степени трудности) 1 — легкие , 2 — средние, 3 — трудные.

Предлагаем ребенку выбрать 3 карточки, предварительно со­общив ему, где какие карточки лежат.

Если ребенок выбрал все легкие карточки — значит можно предполагать у него за­ниженную самооценку, если все карточки средней тяжести — адекват­ную самооценку, если все карточки с трудными заданиями — само­оценку завышенную.

Если ребенок выбрал из каждого столбика по одной карточке — ждем, когда он не решит самое трудное задание, и предлагаем ему взять 4 карточку на выбор. Выбор карточки после неудачи будет указывать на самооценку.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Инструкция: Закончить предложения.

1. Я учусь, потому что................

2. Я хочу получить хорошую отметку для того, чтобы…………

3. Мне нравится наша учительница потому, что..……........

4. Я хожу в школу для того, чтобы................

Интерпретация мотивации осуществляется по окончанию предложения.

Наши рекомендации