Общее представление о психологии как науке

ЗАДАЧА КУРСА.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. НАУЧНАЯ И ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Эта лекция открывает курс “Введение в общую пси­хологию”. Задача курса — познакомить вас с основ­ными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в ка­кой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы пред­мета и метода. Мы познакомимся, также с именами не­которых выдающихся ученых далекого прошлого и на­стоящего, их вкладами в развитие психологии.

Многие темы вы будете изучать затем более под­робно и на более сложном уровне — в общих и спе­циальных курсах. Некоторые же из них будут обсуж­дены только в этом курсе, и их освоение совершенно необходимо для вашего дальнейшего психологического образования.

Итак, самая, общая задача “Введения” — заложить фундамент ваших психологических знаний.

Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам,

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду

психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат “О душе” выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний, исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как “оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном” [8, с. 371].

Во-вторых, психология находится в особом положе­нии потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравне­нием. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребы­вая в младенческом возрасте, он не осознает и не пом­нит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способно­сти; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С по­мощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение—. ощущение собственного “Я”. Где-то в подростковом воз­расте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: “Кто я? Какой я?”, а позже и “Зачем я?”. Те психические способности и функции, ко­торые до сих пор служили ребенку средством для освое­ния внешнего мира — физического и социального, обра­щаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в мас­штабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существо­вание, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с сосед­ними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способно­стям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот на­ступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло”, можно Коротко выразить так: если раньше мысль человека на­правлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с по­мощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее за­дач любой другой науки, ибо только в ней мысль совер­шает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием

Наконец, в-третьих, особенность психологии заклю­чается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно дру­гими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим “не­что”, научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процес­сами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, по­казывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - ­это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общеприня­тым, в последнее время все громче звучат голоса, при­зывающие осмыслить эту особенность психологии, ко­торая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, дол­жен был пройти период становления духовных сил че­ловечества, чтобы они стали предметом научной ре­флексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт от­крыл в г. Лейпциге первую лабораторию эксперимен­тальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз под­черкну: это — наука особого типа. Перейдем к следую­щему пункту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы неко­торый житейский, эмпирический опыт людей. Напри­мер, физика опирается на приобретаемые нами в повсе­дневной жизни знания 6 движении и падении тел, о тре­нии и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о чис­лах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, . великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отлича­ются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретно, они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в ка­ком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто— довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы до­биться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченно­стью задач, ситуаций и лиц, на которые они распро­страняются.

Научная же психология, как и всякая наука, стре­мится к обобщениям. Для этого она использует науч­ные понятия. Отработка понятий — одна из важней­ших функций, науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех за­конов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских тер­минах его качества, черты характера, поступки, отно­шения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломера­том частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуаль­ные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутрен­нее содержание, значения этих слов, как правило, раз­личны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы ока­зались очень разными, а один учащийся ответил так:

“Это то, что следует проверить по документам”. Я не буду сейчас говорить о том, как понятие “личность” определяется в. научной психологии,—это сложный во­прос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобре­таются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической ин­туиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они. подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадыва­ются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смыс­ле “идя на ощупь”. Нередко они обращаются к психо­логам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь сос­тоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и „ интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницатель­ными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с боль­шим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому чело­веку приходится самому “набивать шишки” для приоб­ретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — вы­дающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, пото­му что стоят на их плечах. Накопление и передача на­учных знаний возможна благодаря тому, что эти зна­ния кристаллизуются в понятиях и законах. Они фикси­руются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, соб­ственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться. наблюдениями и размышлениями. В научной психоло­гии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит' в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в ре­зультате которого возникает интересующее его явле­ние, а вызывает это явление сам, создавая соответст­вующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прош­лого века первой экспериментальной лаборатории) пси­хология, как я уже говорила, оформилась в самостоя­тельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она рас­полагает обширным, разнообразным и подчас уникаль­ным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психоло­гии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогиче­ская психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психоло­гия, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического разви­тия животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п.,— психолог не только расширяет круг своих исследовательских за­дач, но и сталкивается с новыми неожиданными явле­ниями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный “канал”, через который они могут вступать в контакт с внешним миром,—это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в усло­виях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через “вре­менную лупу” (термин, который использовали для опи­сания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка мно­гое проходит слишком быстро, стихийно и незамечено. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами - дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей — развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка спе­циальных отраслей психологии является Методом (ме­тодом с большой буквы) общей психологии. Такого ме­тода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преиму­ществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Предположим, вы окончили университет, стали об­разованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, на­пример. Этот мудрец — носитель многовековых раз­мышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы — носитель научного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к знаниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей го­лове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два ро­да опыта? .

Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психо­логи с большим научным стажем. “Проблемы челове­ческой жизни,—говорят они,—нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в ней­ронах, рефлексах, психических процессах, а не в “му­ках творчества”.

Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психоло­гией, образно говоря, загнать жизнь in vitro[1], “разъять” душевную жизнь “на части”. Но эти необходимые дей­ствия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники вводили новые понятия и теории, вы­деляя существенные стороны реальной жизни, предпо­лагая затем вернуться к ее анализу с новыми средст­вами.

История науки, в том числе психологии, знает не­мало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделе­ние слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский уви­дел в “курьезных” действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведе­нием.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете.

Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные. в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, по­стоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство “биения жизни” в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать жи­тейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.

Уважение и внимание к житейскому опыту, его зна­ние. предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: “дурные” и правиль­ные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые за­ходили в тупик. Однако, прежде чем окончательно пре­кратить свое существование, они некоторое время рабо­тали вхолостую, отвечая на “дурные” вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы вы­брать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

В конечном счете, мысль моя простая: научный пси­холог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен на­уке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.

Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две .основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно:

хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

А теперь мы должны перейти к более близкому зна­комству с научной психологией. Знакомство с любой наукой начинается с определе­ния ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Вто­рой — относительно формальный, но зато краткий.

.Первый способ предполагает рассмотрение различ­ных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знаком­ство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях, а сейчас ответим кратко.

Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “ду­ша” + logos — “понятие”, “учение”).

В наше время вместо понятия “душа” используется понятие “психика”, хотя в языке до сих пор сохрани­лось много слов и выражений, производных от первона­чального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения “душа” и “психи­ка” — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое “психика”, рассмотрим психические яв­ления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор “внутрь себя”. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем нахо­дится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять;

вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутрен­него опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений— их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим,, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеб­лемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внут­ренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одно­временно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью чело­века. А на некоторых ученых она произвела такое впе­чатление, что они связали с ней решение двух фунда­ментальных вопросов: о предмете и о методе психоло­гии.

Психология, считали они, должна заниматься толь­ко тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим разви­тием психологии.

Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процес­сы, психосоматические явления, наконец, творения че­ловеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций пред­ставлений о ее предмете.

В нескольких последующих лекциях мы подробно рассмотрим, как в процессе развития психологии рас­ширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах. Сейчас же в порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные пережива­ния или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телес­ных процессов, продуктов деятельности людей, социаль­но-культурных явлений), которые используются психо­логией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Лекция 2

Наши рекомендации