Для начинающих педагогов танцевальной дисциплины «сальса» (методика преподавания)

В данной статье рассмотрим несколько вариантов работы с группой начинающих танцоров дисциплины «Сальса» – в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Предположим сначала, что вы набрали группу новичков. Допустим, никогда не танцевавших, решивших начать обучение танцу именно с сальсы (а таких учащихся в каждой школе танца – большинство!).

Это обосновано, и мы рекомендуем во всех школах танца советовать вновь пришедшим начинать обучение именно с сальсы – или, как вариант с хип-хопа (базового), поскольку технически эти танцы самые легкие. Учащиеся быстрее начнут показывать хорошие результаты, будет лучше качество их танцевания в целом! Не стоит начинать учиться танцевать «с нуля» с джазовых танцевальных направлений или ориенталя – эти танцы самые сложные, осваивать науку танцевать с них нецелесообразно, многое придется переучивать (и это без сомнений – потому что хороших педагогов данных танцевальных направлений и без того очень и очень мало, а способных обучающимся с нуля поставить сразу и хорошую технику, и хотя бы неплохую хореографию – еще меньше!).

На первом занятии следует определить для учащихся группки что сальса – это танец кубинский, он является основной, базой техники всех латиноамериканских танцев – и клубных, как например бачата или реггетон, и бальных – как самба, ча-ча-ча и другие.

Скажем также, что постепенно, в течение нескольких лет обучения возможно рассмотреть (а может быть даже и изучить!) все направления сальсы.

Можно сразу сказать грамотнее – что раз на базе техники сальсы развилось много танцевальных направлений, то она является основной, называется «танцевальная дисциплина», а все ее разновидности – это «танцевальные направления».

Немножко пообщаться с группкой помимо непосредственно танцевания – это всегда уместно и для всех учащихся интересно!!!

Если не получилось все рассказать на первом занятии – ничего страшного!

Время от времени беседовать с учениками полезно – уровень грамотности танцоров всех уровней (уровней условно выделяют три - начинающие, продолжающие, профессиональные танцоры) влияет на качество их танцевания, без сомнений! J

Следует также в первые же часы занятий, на первых же уроках (если не на первом, то на первых же урочках! J ) рассказать ученикам, что техника сальсы сравнительно простая (в сравнении с джазовым, например, танцем – джазом, джаз-фанком, стрит-джазом!), но музыка сальсы сложная. К ней нужно привыкнуть, научиться ее слышать. Это постепенно придет, и нестрашно, что сначала будет сложно даже просто попадать в ритм с музыкой! J (все учащиеся очень боятся, что вот именно у него «никогда ничего не получится» - или почти все! J Поэтому их очень нужна поддержка! Многие из них – и это обычно лучшая часть любой группки! – такими останутся надолго; поэтому подбадривать, поддерживать, давать хорошую оценку их успехам нужно обязательно! Тем более что обычно именно у таких учеников успехи приходят на много раньше, чем у людей, страдающих излишней самоуверенностью – те, как обычно, «звезды» уже с первых недель обучения! Так происходит во всех группах, во всех школах – люди-то везде одинаковые, проблемы во всяком случае одни, всегда и везде! ))) ).

В результате вы придете к мысли (и не забудем ее озвучить! J ), что цель первых уроков – освоить основные, базовые шаги сальсы, а их немного и они не слишком сложны!

И в течение всех первых занятий с такой группкой (первые месяца 2 как минимум) напоминаем, что основная цель – освоить базовые шаги! Чтобы учащиеся не смущались – не стеснялись своей якобы «неуместности» ни перед вами как педагогом, ни перед другими танцорами.

Вообще проблема взаимоотношений в группке – это тема отдельного большого разговора. Пока скажем лишь, что работа над взаимоотношениями учащихся группы – это постоянный и крайне необходимый труд, значительная часть работы любого педагога. От эффективности этой стороны деятельности педагога в значительной степени зависит психологическое благополучие многих способных учеников, большая часть их успехов!

Для занятий в первые месяцы не стоит брать сложных музыкальных сальса-композиций (а они бывают и сложные, и ОЧЕНЬ сложные ритмически, музыкально!). Пусть это будут простые ритмы – например, подобные тем, какие мы слушаем на занятиях сами, Вадик очень удачно подобрал музыку! (музыку мы найдем, а послушать СЛОЖНУЮ музыку всегда можно в инете – например, в группке Школы сальсы Армена Григорьяна «Армени Каса» J

Кстати, не забудем сказать, что в принципе сальса может быть танцем и сольным, и парным! Но начинать обучение стоит именно индивидуально – при наличии партнеров (или даже без оных J ) позже можно будет посмотреть исполнение танца и в парах! Но это позже – а пока азы!

То есть вот мы с вами подобрали музыку, рассказали нашим новым ученикам немножко о танце, объяснили, что именно мы будем делать (изучать базовые шажочки и постепенно привыкать к довольно сложной музыке сальсы) – и начинаем собственно их изучение!!!

Покажем сначала желательное исходное положение – ножки вместе, спинка не «вытянута», но прямая, ножки чуть мягкие, поясничка над пяточками. Коленки стараемся не «разваливать» - постепенно приучим ножки стремиться друг к другу – пока сойдет хотя бы прямое «хождение» коленочек!!! Нужно это положение постепенно запомнить. Для этого мы постоянно будем возвращаться к этому исходному положению – может быть даже не раз за одно занятие, но в любом случае на каждом урочке нашем!!! (потому что именно это станет условием успешного обучения, благополучного развития тех, кто способен танцевать – ну, а остальным не поможет ничего… ))))) Даже занятия со мной не помогут – они ведь уже звезды!!!!!!)

Скажем девочкам, что уже в ближайшее время можно приходить на занятия как в мягкой обуви, так и в туфельках на невысоком устойчивом каблучке (лучше пониже, чем у вас! J )

Целесообразно шаги показывать четко – это важно! (вперед, на место, вперед, на место – ножки чтобы возвращались в положение рядом друг с другом!!!)

Начинаем без музыки и в медленном темпе – пока шажочки на месте (раз-два-три, пауза, пять-шесть-семь, пауза). Так можно походить подольше, превратив уже первое занятие в танец! (а это – конечно же восторг для любого истинно желающего научиться танцевать – а придут в основном те, кто и не мечтал, что он действительно научится, так уж придут, хоть попытаться! Обычно именно умные люди себя в отношении танцев считают минимум просто не особо способными! J А научиться ведь и несложно – пусть же они в это уже поверят!!!!!!!)

Походим этим шажочком (шажочками J ) вокруг, с разворотом вокруг себя – ну чем не танец уже?! ;) Ну, вполне, на самом ведь деле!!!!

Затем – базовый шажочек!

Не забываем ножки ставить четко – чтобы ученики могли за вами эти шаги также четко повторить! Показывая шаги, лучше ножки поднимать повыше – так будет нагляднее. Повторим базовый шаг таким образом какое-то хорошее количество раз – и предложим сделать их в полтемпа под музыку!

В полтемпа «походить» эти шажочки можно подольше – чтобы учащиеся смогли услышать темп музыки (согласитесь, поначалу он выглядит вполне своеобразно! ;) ).

Походив таким образом – попытаться уже на первом занятии потанцевать этот шажок в полном темпе!

Сначала им будет сложно, многим очень сложно! Поэтому необходимо чередовать – от выполнения всех шагов в быстром темпе почаще переходить на «вполтемпа» - это позволит скорее привыкнуть к исполнению этого танцевального элемента!

Стоит почаще хвалить своих учеников – среди них как минимум треть группы могут быть людьми очень и очень неплохими! ;) Они действительно будут стараться и переживать – поэтому можно делать паузы, еще что-то рассказывая и показывая, рассказывать им об их успехах, говорить, что уже совсем скоро будут совсем даже неплохие результаты!!!! (и у старательных учеников эти результаты действительно скоро будут, обязательно!!!!)

За одно занятие с только начинающими обучение можно рассмотреть и вовсе лишь один основной шаг – и несколько его же разновидностей!!!

Например:

- собственно базовый шаг – левой вперед, правой назад;

- два шага вперед – левой вперед, правой вперед;

- два шага назад – левой назад, правой назад.

Можно, например, уже попытаться сделать базовый шаг с разворотом вокруг себя – на четыре положения, разворачиваясь каждый раз на 90 градусов!!!

Можно взять и еще один – шаг в сторону! (шаг левой ножкой влево, приставить наместо; шаг правой ножкой вправо, приставить наместо – на тот же ритм раз-два-три, пять-шесть-семь!).

Больше не стоит, скорее всего при нулевой танцевальной подготовке будет сложно!

Важно постараться с первого же занятия показать новым ученикам, как прекрасен и танец сам по себе, и собственно сальса!!!

Может быть стоит сделать подборку видеозаписей – или посоветовать кого-то из исполнителей (ну, на моей страничке скоро будет неплохая подборочка, может еще где-то увидите – пожалуйста!).

Может быть стоит показать еще какие-то элементы несложные, какие будут изучаться на следующих занятиях!

Возможно, заинтересует и музыка – может быть нужно сделать и подборочки музыки разной сложности! (в группке нашей Школы танца она уже есть, и неплохая – можно и дополнить, наверное!!! J ).

Пусть лучшей части группы занятия станут интересными и очень интересными! Пусть они поверят в свои силы и обязательно продолжают занятия! Ведь так важно, чтобы сложился хотя бы более или менее здоровый коллектив – только тогда у учеников будут хорошие, действительно высокие результаты! И обязательно в ваши группы придут люди талантливые – вы их обязательно увидите, обязательно подружитесь и будете вместе развиваться; вы – совершенствуя свои навыки, они обучаясь! Это прекрасный обоюдополезный и интересный процесс!!!

Важно также сразу подсказать, что большое значения имеют самостоятельные занятия – хотя бы 10-15 минут в день, лучше полчасика ежедневно – поповторять шажочки, просто как пока получается походить под эту музыку! Результаты будут несравнимо лучше!!!

Ну, может не совсем даже корректно, но я бы порекомендовала особо настойчиво говорить такие вещи людям именно перспективным – кто способен к культурной деятельности. Остальные не очень нужны в любой Школе, в любом коллективе!!!

Дальше постепенно следует также рассматривать и остальные шажочки – основные, те, которые мы с вами уже изучали!

На следующих нескольких занятиях следует продолжать работать над уже рассмотренными шажочками и их разновидностями, а также рассмотреть следующие:

- шаг назад (пока «одинарный» - просто шаг одной ногой накрест назад за вторую ножку!);

- скрестный шажочек (такой же, как шажочек в сторону, но ножку ставем не рядом со второй, а немножко вперед – у нас во всех связочках такие есть!!! J);

- шажочки на месте с поворотом вокруг себя.

Пока вашим ученикам их будет вполне достаточно!

И через несколько урочков можно будет делать уже простенькие танцевальные связочки – сочетания вот этих простых шажочков в уже некое подобие небольшого танца! Учащимся это будет очень интересно! J Это ОЧЕНЬ важно – чтобы они видели, что они УЖЕ ТАНЦУЮТ – по чуть-чуть, но уже танцуют!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Да счастья-то сколько будет!!!!! J J J J J J

Может вам также «достаться» группка начинающих, уже прошедших какой-то курс обучения – возможно, как раз занимающиеся несколько месяцев, может быть как раз освоившие вот перечисленные ранее шажочки!

Для них важно снова повторить все сказанное – просто на каждом почти занятии к слову еще раз проговорить о сальсе все написанное и заново пройтись по технике – продолжать часто и очень часто напоминать исходное положение – проверить, в чем состоят недочеты их танцевания. Это позволит вам определить приоритетные направления дальнейшей работы с ними!

Итак, если мы взяли группку «с нуля» - мы проведем за несколько неделек (до полутора-двух месяцев даже возможно – какие люди попадут просто! J) занятия в соответствии с написанным выше. Если с этой группкой уже кто-то занимался, но они еще совсем-совсем «начинающие» - проверим их навыки. А далее – вот о чем с ними поговорим!

Во-первых, будем совершенствовать технические навыки. Что нам здесь требуется?

Наши рекомендации