Организация учета катамнеза
Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям:
· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении;
· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности.
Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое образовательное учреждение).
Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и дальнейшей динамики развития).
Задачи изучения катамнеза:
1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптированности.
2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребенку в учреждении.
3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выводом о результатах уче6но-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения.
4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробного оформления психолого-педагогических характеристик и медицинских документов), т.к. происходит обмен дополнительной информацией между специалистами разных учреждений.
Примерная схема сбора катамнеза:
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Возраст на момент сбора катамнеза.
3. Соматический статус.
4. Психический статус.
5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.
8. Увлечения
Несомненно, что основная информация поступает от специалистов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточнения информации возможно привлечение представителя администрации.
Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:
«Как себя чувствует ребенок?»
«Чем болел за последнее время?»
«Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»
Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно проводить с участием всех специалистов службы сопровождения, например, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребенка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с особенностями контингента детей и условий их воспитания.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
«ГРУППЫ РИСКА»
· Общие сведения
· Соматически ослабленные дети и их сопровождение
· Сопровождение агрессивного ребенка
· Сопровождение гиперактивного ребенка
§ Сопровождение дошкольников
с общим недоразвитием речи
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В современной психолого-педагогической и медицинской литературе мы встретимся с разным определением и классификацией детей, которых можно отнести к «группе риска». Но во всех определениях очень четко выделяется одна принципиальная позиция: «дети риска» -это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии.
По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 3-х лет в период с 1994 по 2000 г PMS-центром Калининского района Санкт -Петербурга (О. Ю. Кравец) выявлено, что 8З% обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие:
· проблемы речевого развития - 28%;
· проблемы психического развития - 22,3%;
· проблемы поведения - 11,2%;
· отставание в сфере моторного развития - 8%;
· проблемы внутрисемейных отношений - 7%;
· дети-инвалиды - 6,5%.
Работа с каждой из этих групп может быть представлена не в од- . ной КНИГЕ. В данном пособии из большой категории детей «группы риска» мы выделили:
· соматически ослабленных детей, т. К. проблема здоровья до- школьников в настоящее время актуальна во всех регионах России;
· детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении;
· детей с общими нарушениями речи (ОНР).
Для нас 6ьшо важно выстроить и раскрыть систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.
Раскроем общие направления работы влогике этой системы.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицине- них проблем, организация охранительного режима.
Родители - это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти ДОУ. Установив доверительные отношения с родителями, они наладить конструктивное взаимодействие с ними, помочь им освоить родительскую «профессию»:
· просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий, школу или университет для роди-мелей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;
· научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
· консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;
· составить коррекционную программу совместных действий
родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;
· поддержать родителей в кризисных ситуациях.
Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит ДОУ, в котором ребенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.
В ДОУ работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ребенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому одно из направлений работы ДОУ - повышение научно-методического уровня педагогов.
Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.
Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:
1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформленных функций.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
В 3-й главе данного пособия представлены основные направления работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» в следующей последовательности:
· описание феномена проявлений проблем ребенка;
· комплексная диагностика;
· методические рекомендации к работе ДОУ;
· рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком;
· примеры методических материалов для работы с определенной категорией детей.
В системном сопровождении каждой Из групп риска реализуется личностно-ориентированный подход кре6енку. Но чаще всего проблема ребенка - это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный маршрут) с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.
Рассмотрим алгоритм последовательных действий при проектировании (составлении) целевых программ.
1. Работа начинается с выделения актуальных (приоритетных) проблем и целей, для предупреждения и/или коррекции которых и проектируется программа. Обычно ряд актуальных про6лем в системной работе ДОХ выносится на педагогический совет, который и определяет, сведи них приоритетную.
Кратко, четко и понятно сформулированная проблема дает название программе. Например, программу сопровождения гиперактивных детей можно назвать «Непоседы»; коррекционная программа «Раз - словечко, два - словечко...» проектируется для детей с общим недоразвитием речи; программа сопровождения ослабленных детей «Малышок - здоровячок» направлена на оздоровительную работу с детьми и др.
2. В любой программе должна быть четко сформулирована ее конечная цель и ожидаемый результат, который соотносится с:
· возрастными и психологическими особенностями сопровождаемой группы детей;
· возможностями исполнителей программы - коллектива ДОУ;
· условиями работы каждого конкретного ДОУ
З. Очень важным этапом проектирования программы является формулировка гипотетического положения на основе теоретического анализа проблемы, обобщения имеющегося опыта работы. Гипотеза несет основную смысловую нагрузку программы; В НСЙ заложены основы построения концепции решения проблемы.
4. В программе необходимо проанализировать и определить возможные способы реализации проекта и выбрать наиболее оптимальный вариант, который:
· дает максимальный эффект при минимальных затратах;
· не будет противоречить общей системе работы и принципам жизнедеятельности ОУ;
· не явится причиной появления более сложных проблем, чем те, которые решаются данной программой;
· носит комплексный характер и оказывает коррекционное воздействие на группу проблем.
5. При составлении программ целесообразно ее реализацию разбить на «шаги» («ступеньки»), определив, какова цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждой службы и исполнителя. Разработать программу индивидуального сопровождения поможет «целевая матрица» Дж. ван Гига.
Таблица 1
Матрица проектирования целее 1х программ сопровождения детей
в системе дошкольных образовательных учреждений
(адаптированный вариант Дж. ван Гига)
Что делает Кто действует | Теоретическое изучение проблемы | Диагностика | Сбор информации | Выработка плана ., |
Учитель (учитель-дефектолог) | ||||
Педагог-психолог | ||||
Учитель-логопед | ||||
Социальный педагог | ||||
Воспитатель | ||||
Врач | ||||
Старшая медсестра | ||||
Инструктор ЛФК | ||||
Массажист | ||||
Музыкальный руководитель | ||||
Представитель администрации |
По горизонтали отражены ведущие цели каждого этапа в реализации программ, а по вертикали - ее исполнители (сопровождающие).
Целевой подход к планированию и реализации программы системного сопровождения даст возможность:
· четко вычленить проблему и конкретную задачу, над которой работает служба по данной программе;
· включить весь педагогический коллектив и родителей в процесс сопровождения в режиме поступательного развития;
· целенаправленно подбирать кадры и обеспечивать рост их профессиональной компетентности в решении детских проблем;
· создавать в ОУ новые структурные подразделения, укрепляя и расширяя тем самым базу образовательного учреждения службы сопровождения в целом и базу проектирования и реализации целевых программ.
При матричном планировании индивидуального сопровождения программа комплексной психолого-педагогической медико-социaльной помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов. Алгоритм составления программы тот же, но ориентирована она только на одного ребенка со всеми его радостями и бедами.
6. Целевая программа системного сопровождения группы детей составляется рабочей группой службы сопровождения и утверждается на педагогическом совете ОУ. Анализ результатов ее реализации может быть проведен на методических советах и вынесен на обсуждение всего педагогического коллектива.
Программа индивидуального сопровождения вырабатывается на консилиуме, после большой предварительной работы по теоретическому осмыслению проблем ребенка, диагностики его развития, коллегиального обсуждения возможных причин проблем и путей их коррекции.
Анализ и обобщение опыта работы ОУ по целевым программам системного и индивидуального сопровождения показал, что это действенное средство обеспечения достижения планируемого результата и прочного успеха.