Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии (работы)

В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.

В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психологической ассоциацией (АПА), которые с тех пор несколько раз пересматривались.

Первая сфера — «ответственность» — обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным результатам своих профессиональных действий.

Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в которых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.

Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в обществе, и использования этой информации при разработке собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.

Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления организацией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.

Принцип «конфиденциальности» является неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др.

В целях защиты прав тех, кто прибегает к психологическим услугам, разработан принцип, касающийся «благополучия потребителя».

Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с другими специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.

Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.

Принцип, касающийся «проведения исследований с участием человека», является столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исследования, а на др. — любой потенциально возможный риск для участников.

Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исследований следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.

Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с которыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в которых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.

В разработке этических норм и следовании им существует несколько важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями общества в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой является работа психологов в не психологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разработкой четких этических директив.

Существуют определенные группы клиентов, относительно которых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психическими нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.

Второй группой, требующей особого этического подхода, являются дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.

В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.

Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.

Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информацию о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информация не будет больше конфиденциальной.

Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с которыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция социальных и профессиональных ценностей с юридическими требованиями является непрерывным процессом.

Следовательно, этические принципы — это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя которым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.

8. «Социальная этика» - учение, посредством которого социальные теологи пытаются приспособить «абсолютную», т.е. якобы не связанную с условиями места и времени, нравственность Христа - конкретным социальным условий современного капитализма. В социальная этике библейские догматы истолковываются применительно к существующим ныне формам собственности и государственно-правовых отношений. С помощью «социальной этики» идеологи христианства пытаются, с одной стороны, оправдать современную капиталистическую действительность с точки зрения «вечных» истин религии, с другой стороны, доказать актуальность и «животворность» христианских догматов в условиях современности. Католики и протестанты решают эти задачи по-разному. Первые считают, что буржуазное общество, при всем его несовершенстве, основано на вечном «божественном законе», его требования следует лишь конкретизировать применительно к современности (Не-отомизм), В неопротестантизме же общественная жизнь вообще противопоставляется божественной воле, а «подлинная», христианская, нравственность - мирской морали. Для неопротестантов «Социальная этика» - это мораль компромисса между высшими нравственными требованиями Христа (Теономная, этика) и той безнравственностью, на которую толкает человека буржуазное общество. Этот компромисс, в сущности, заключается в том, что по необходимости аморальные деяния дополняются некими высоконравственными умонастроениями (Моральной доброты теория).

9. Эвдемонизм или эвдаймонизм (от Έύδαιμονία - счастье) - этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово εύδαιμονία, подобно русскому "счастье", обозначает, во-первых, субъективное состояние удовлетворенности, во-вторых - объективные условия, так называемые внешние блага, вызывающие состояние удовлетворенности (здоровье, богатство etc.). Хотя оба элемента, субъективный и объективный, обыкновенно тесно связаны, однако возможно и полное их расхождение, т. е. человек может быть несчастным при наличии всех объективных данных, обусловливающих счастье, и наоборот. Второе хорошо иллюстрируется индийской сказкой о том, как искали по приказанию царя рубашку счастливого человека и во всей империи счастливым оказался один нищий, рубашки не имевший. Сообразно различию указанных элементов счастья и виды эвдемонизма оказываются различными, смотря по моменту, которому придается решающее значение. Родовое понятие "эвдемонизм" распадается на два главных вида: гедонизма, усматривающего счастье в индивидуальном наслаждении, и утилитаризма, усматривающего счастье в возможном благополучии большинства людей, причем центр тяжести естественно передвигается от индивидуума в социальную сферу и от субъективизма - в область объективных условий благополучия.

Вся древнегреческая этика носит на себе характер более или менее эвдаймонистический, причем чистый гедонизм (киренаиков) постепенно заменяется "моралью расчета" и допускает, наряду со своей эгоистической основой, мотивы альтруистического характера. Так, например, этика Платона и Аристотеля далеко отошла от эгоистического гедонизма Аристиппа; однако основа этических воззрений обоих гениальных мыслителей остается эвдаймонистической. Платон (в "Филебе") и Аристотель в "Никомаховой этике" нисколько не сомневаются в том, что εύδαιμονία есть принцип этики, и расходятся с киренаиками лишь относительно средств достижения счастья. Оба мыслителя сознают слабость эгоизма как основы морали: в изречении Платона, которое он охотно повторяет, - "лучше терпеть несправедливость, чем быть несправедливым", - яснее всего чувствуется стремление к освобождению этики из оков эгоизма и эвдемонизма. Христианская мораль представляет собой разрыв с античной узконациональной и индивидуальной нравственностью. Нравственность греков, сколько бы они ни заблуждались относительно принципов ее, может быть названа автономной, ибо понятие о счастье ставится в прямую зависимость от человеческого творчества; христианскую мораль следует назвать гетерономной в том смысле, что ее этические нормы и понятия о счастье стоят в зависимости от религиозных представлений, данных Откровением и поэтому независимых от разума. Христианство изменило воззрения на формальную сторону этических норм и на их происхождение, но в содержании удержало эвдаймонистический момент, сделав его трансцендентным.

Счастье как цель, определяющая человеческую нравственность, достигается в ином мире, в котором нет разногласия между нравственным достоинством и его естественным результатом - счастьем. Но, сделав эвдаймонию трансцендентной, христианство вместе с тем должно было признать негодность эгоистической и гедонистической морали в пределах мира явлений. Действительно, нежели нравственные нормы суть веления Бога, проистекающие из Его природы, то они должны иметь абсолютное значение и тем самым исключать принципы, с ними не согласимые. Таким образом, гедонизм и более утонченная его форма - "мораль расчета", взвешивающая и оценивающая различные виды наслаждения с точки зрения рассудка и пользы для индивида, - оказались упраздненными. Универсальный характер христианства и социальная его тенденция сделали невозможным возвращение к эвдемонизму. в форме индивидуальной, и попытки восстановления эвдемонизма. По необходимости должны были принять форму утилитаризма, видящего цель жизни не в индивидуальном счастье, а в счастье возможно большего числа людей. Вся этика западноевропейских народов по своему содержанию остается христианской, и в будущем нельзя предвидеть изменения этих принципов. Ницшеанство, отвергающее содержание христианской морали, не дает почвы для развития этических начал, ибо представляет собой чистейший натурализм, т.е. отрицание не только христианской нравственности, но и нравственности вообще. Современная этика, оставаясь по существу христианской, с ослаблением веры в догматику, а также в личное бессмертие должна была устранить или ограничить эвдаймонистические элементы христианской морали, на которые указано выше. Сверх того, в этических учениях все более и более выступает на первый план социальный момент, отнюдь не противоречащий христианству. Если, таким образом, в содержании нравственного сознания человечества не произошло в течение почти двух тысяч лет существенных изменений, то нельзя того же сказать относительно формы. Обоснование этических требований, естественно, должно было стать иным, чисто рациональным, т.е. независимым от религиозных представлений. В этом отношении Канту принадлежит большая заслуга не в том, что он пытался обосновать религию нравственностью - дело, на наш взгляд, безнадежное, - а в том, что он оправдание этических требований искал вне сферы религиозной.

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Методами экологической этики являются:

- диалектический метод, системный метод,

- экволюционный метод,

- экстраполяция,

- наблюдение,

- эксперимент,

- другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям:

1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой;

2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики:

1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы;

2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

Наши рекомендации