Метод «фишек». Психологическая сущность метода
Он же – метод вынесения линейной схемы предложения, он же – метод экстериоризации схемы предложения.
Суть метода: больной получает задание составить предложение по сюжетной картинке (или самостоятельно ответить на вопрос и пр.), под картинкой выкладывается ряд пустых карточек, фишек, каждая карточка обозначает одно (любое) слово, а все вместе они представляют собой вынесенную вовне линейную схему фразы. Фиксируя пальцем каждую карточку, больной ставится в условия, при которых он может восстановить схему предложения по внешним опорам.
Пример: на картинке машина, везущая дрова. Больной показывает по фишкам: машина – везет – дрова.
Чтобы этот способ стал достоянием самого больного, необходима длительная работа по его интериоризации. Для этого задания постепенно усложняются: вместе с педагогом, самостоятельно, с фишками, без фишек. Потом укрупняются единицы – теперь фишки обозначают не слова, а предложения или целые кусочки текста.
Программа действий:
1. возьмите картинку
2. подумайте о ее содержании
3. разбейте картинку на смысловые части, обведите их карандашом
4. соедините стрелками те части, которые связаны между собой по содержанию
5. проверьте свою работу
6. выложите нужное количество карточек-фишек
7. скажите громко предложение
8. придумайте новый вариант предложения, скажите его громко.
Психологическая сущность: фишки дают больному стереотип фразы.
Механизм работы: материализация схемы предложения создает условия для активации речевой деятельности, и больной, который не может включиться в речь самостоятельно, при опоре на карточки оказывается способным произнести фразу. Внешние опоры (фишки) и последовательность операций (программа действий) замещают внутреннее программирование высказывания, которое нарушается при динамической и эфферентной моторной афазиях.
50. Сравнительный анализ методов восстановления речи при акустико-мнестической и сенсорной афазиях.
В основе этих моторных нарушений лежат разные механизмы, соответственно должны различаться и методы восстановления.
Акустико-мнестическая | Сенсорная |
Центральный механизм: Нарушение оперативной памяти, преобладание ретроактивного торможения (свежие следы считываются значительно легче, чем прежние). Центральный дефект: Нарушение понимания речи, повторения. Вторично нарушается устная речь, для которой характерно большое количество вербальных парафазий. Основная задача:Восстановление и расширение объема акустического восприятия. Восстановление устойчивых зрительных образов-представлений | Центральный механизм: Нарушение фонематического слуха, который приводит к дефекту акустического восприятия звукового состава слова. Центральный дефект: нарушение понимания устной речи Основная задача:Восстановление процессов звукоразличения |
Отличия(Специфика методов)
Восстановление номинативной функции речи, восстановление зрительно-предметных образов представлений. Восстановление собственного процесса опознания предметов. | Торможение непродуктивной речи, логореи (многословия), переключение с речевой на неречевую деятельность. |
Восстановление повторной речи: определяется доступный объем восприятия, который постепенно увеличивается. | Работа над невербальными формами коммуникации. |
Восстановление понимания речи (текста): «прием письменного изложения» по сюжетной картинке прием сопоставления планов к пересказу сюжетных картинок метод реконструкции текста, поделенного на части | Обучение умению слушать и слышать текст: методы, сужающие сферу поиска значения слова (его понимания): напр., метод введения в контекст, метод классификации по заданному признаку, конфликтный метод (при классификации просят найти группу предметов, которой на самом деле нет в поле зрения ® активный поиск ® условия для дифференцированного восприятия отдельных слов из фразы).. |
Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой. | Методы восстановления процесса звукоразличения |
Обе афазии возникают при поражении задней речевой зоны. При поражениях задней речевой зоны в большей степени страдает грамматический план речи, психологический же сохранен и участвует в компенсации.
Нарушается использование парадигматически организованных кодовых единиц языка, что проявляется в грубом нарушении лексики – нарушается многозначность слов, их взаимосвязи друг с другом внутри фразы, взаимосвязи с предметными образами-представлениями.
Отсюда – сходства методов:
Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой. Смысло-слуховой метод (слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение), восстановление многозначности слова и его связей. | Методы соотнесения разных модальностей слова с его семантикой: ü кинестетические афферентации®проговаривание®афферентация от артикуляторного аппарата. ü Оптические афферентации®опора на чтение по губам (своим в зеркале и чужим) ü Опора на смыслоразличительную функцию речи® опора на контекст ü Соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на его оральный образ. Оптико-тактильный метод (предмет®буква®звук; слово®предмет®звук), восстановление способности звукоразличения. |
ü Методы направлены на восстановление понимания речи
ü основа – использование метода включения в систему:
o слово включается в систему смысловых связей
o звук включается в систему образов разных модальностей
+ см №40
УДАЧИ!!!