Метод «фишек». Психологическая сущность метода

Он же – метод вынесения линейной схемы предложения, он же – метод экстериоризации схемы предложения.

Суть метода: больной получает задание составить предложение по сюжетной картинке (или самостоятельно ответить на вопрос и пр.), под картинкой выкладывается ряд пустых карточек, фишек, каждая карточка обозначает одно (любое) слово, а все вместе они представляют собой вынесенную вовне линейную схему фразы. Фиксируя пальцем каждую карточку, больной ставится в условия, при которых он может восстановить схему предложения по внешним опорам.

Пример: на картинке машина, везущая дрова. Больной показывает по фишкам: машина – везет – дрова.

Чтобы этот способ стал достоянием самого больного, необходима длительная работа по его интериоризации. Для этого задания постепенно усложняются: вместе с педагогом, самостоятельно, с фишками, без фишек. Потом укрупняются единицы – теперь фишки обозначают не слова, а предложения или целые кусочки текста.

Программа действий:

1. возьмите картинку

2. подумайте о ее содержании

3. разбейте картинку на смысловые части, обведите их карандашом

4. соедините стрелками те части, которые связаны между собой по содержанию

5. проверьте свою работу

6. выложите нужное количество карточек-фишек

7. скажите громко предложение

8. придумайте новый вариант предложения, скажите его громко.

Психологическая сущность: фишки дают больному стереотип фразы.

Механизм работы: материализация схемы предложения создает условия для активации речевой деятельности, и больной, который не может включиться в речь самостоятельно, при опоре на карточки оказывается способным произнести фразу. Внешние опоры (фишки) и последовательность операций (программа действий) замещают внутреннее программирование высказывания, которое нарушается при динамической и эфферентной моторной афазиях.

50. Сравнительный анализ методов восстановления речи при акустико-мнестической и сенсорной афазиях.

В основе этих моторных нарушений лежат разные механизмы, соответственно должны различаться и методы восстановления.



Акустико-мнестическая Сенсорная
Центральный механизм: Нарушение оперативной памяти, преобладание ретроактивного торможения (свежие следы считываются значительно легче, чем прежние). Центральный дефект: Нарушение понимания речи, повторения. Вторично нарушается устная речь, для которой характерно большое количество вербальных парафазий. Основная задача:Восстановление и расширение объема акустического восприятия. Восстановление устойчивых зрительных образов-представлений Центральный механизм: Нарушение фонематического слуха, который приводит к дефекту акустического восприятия звукового состава слова. Центральный дефект: нарушение понимания устной речи Основная задача:Восстановление процессов звукоразличения

Отличия(Специфика методов)

Восстановление номинативной функции речи, восстановление зрительно-предметных образов представлений. Восстановление собственного процесса опознания предметов. Торможение непродуктивной речи, логореи (многословия), переключение с речевой на неречевую деятельность.
Восстановление повторной речи: определяется доступный объем восприятия, который постепенно увеличивается. Работа над невербальными формами коммуникации.
Восстановление понимания речи (текста): «прием письменного изложения» по сюжетной картинке прием сопоставления планов к пересказу сюжетных картинок метод реконструкции текста, поделенного на части Обучение умению слушать и слышать текст: методы, сужающие сферу поиска значения слова (его понимания): напр., метод введения в контекст, метод классификации по заданному признаку, конфликтный метод (при классификации просят найти группу предметов, которой на самом деле нет в поле зрения ® активный поиск ® условия для дифференцированного восприятия отдельных слов из фразы)..
Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой. Методы восстановления процесса звукоразличения

Обе афазии возникают при поражении задней речевой зоны. При поражениях задней речевой зоны в большей степени страдает грамматический план речи, психологический же сохранен и участвует в компенсации.

Нарушается использование парадигматически организованных кодовых единиц языка, что проявляется в грубом нарушении лексики – нарушается многозначность слов, их взаимосвязи друг с другом внутри фразы, взаимосвязи с предметными образами-представлениями.

Отсюда – сходства методов:

Работа по восстановлению многозначности слова, устойчивости его значения, связи слова с его чувственной основой. Смысло-слуховой метод (слово®предметный образ®артикуляторный образ®произнесение), восстановление многозначности слова и его связей.   Методы соотнесения разных модальностей слова с его семантикой: ü кинестетические афферентации®проговаривание®афферентация от артикуляторного аппарата. ü Оптические афферентации®опора на чтение по губам (своим в зеркале и чужим) ü Опора на смыслоразличительную функцию речи® опора на контекст ü Соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на его оральный образ. Оптико-тактильный метод (предмет®буква®звук; слово®предмет®звук), восстановление способности звукоразличения.

ü Методы направлены на восстановление понимания речи

ü основа – использование метода включения в систему:

o слово включается в систему смысловых связей

o звук включается в систему образов разных модальностей

+ см №40

УДАЧИ!!!

Наши рекомендации