Анализ содержания речевых контактов дошкольников
Основу развития содержания общения ребенка составляет переход от ситуативных к внеситуативным формам общения. При ситуативной форме средства общения отражают те или иные элементы обстановки взаимодействия. Внеситуативная форма характеризуется тем, что содержание общения не наглядно и выходит за пределы конкретных обстоятельств. Единственное средство внеситуативного общения — речь. Все остальные средства коммуникации не могут передать то содержание, которое не представлено в наличной ситуации и не имеет отношения к событиям, происходящим «здесь и сейчас».
Переход от ситуативного речевого общения к внеситуативному имеет принципиальное значение не только для коммуникативной деятельности, но и для .всего психического развития ребенка. Поэтому, рассматривая содержание речевых контактов дошкольников в обеих сферах общения, очень важно проанализировать меру его ситуативности.
Такой анализ был предпринят Л. Б. Митевой (1984), которая сравнивала количество и характер внеситуативных высказываний дошкольников в их общении со взрослым и сверстником (см. табл. 22).
Полученные Л. Б. Митевой данные свидетельствуют о том, что в общении со взрослым уровень внеситуативности на протяжении всего дошкольного возраста оказывается выше, чем в контактах со сверстником. Этот факт представляется вполне закономерным, потому что именно взрослый через речевое общение выводит ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, открывая перед ним широкий социальный и предметный мир.
Вместе с тем мы видели, что речь, обращенная к ровеснику, более связная и менее ситуативная, чем та, которая адресована взрослому. Естественно, возникает вопрос о соотношении ситуативной речи и ситуативного общения у дошкольников.
Та6лица 22
Относительное число ситуативных
и внеситуативных высказываний дошкольников
в общении со взрослым и сверстником (в %)
Высказывания | ||||
Возраст, лет | ситуативные | внеситуативные | ||
Взрослый | Сверстник | Взрослый | Сверстник | |
3—4 4—5 5—6 |
Понятие ситуативной речи впервые было разработано С. Л. Рубинштейном (1946), выделявшим два ее вида: ситуативную,/которая может быть понята только в конкретной обстановке, и контекстную, автономную от наглядного положения.* По мнению С. Л. Рубинштейна, основная линия развития речи ребенка заключается в том, что он переходит от исключительного господства ситуативной речи к овладению контекстной. Доминирование ситуативной речи вызвано не возрастом, а содержанием и функцией его разговорной речи, которая служит целям общения с людьми, понимающими ребенка с полуслова. В таких условиях ситуативная речь адекватна и полноценна. Контекстной речью ребенок овладевает по мере того, как она начинает служить целям изложения предмета, выходящего за пределы непосредственной ситуации. Когда возникает иное содержание общения, должен меняться и способ учета другого человека. Если содержание речи оторвано от ситуации, необходимо в ней самой отобразить все связи ее предмета, чтобы они стали ясны из контекста. Согласно С. Л. Рубинштейну; неразрывная связь ситуативности речи с ситуативностью содержания общения взаимообусловлена: по мере выхода последнего за пределы конкретной обстановки взаимодействия ситуативная речь преобразуется в контекстную.
Сопоставляя речевые средства общения со взрослым и сверстником, мы пришли к предположению, что эти аспекты коммуникации связаны не столь жестко и однозначно. С ровесником ребенок общается по поводу конкретных действий,, используя достаточно четкую контекстную речь, в то время как в контактах со взрослым содержание, выходящее за пределы ситуации, может передаваться посредством ситуативной речи. Это происходит потому, что сама ситуация выглядит для партнеров (взрослого и сверстника) по-разному.
Взрослый шире и многопланов ее воспринимает контекст существования .ребенка и легко понимает его ситуативную речь, соотнося ее со всей широкой жизнедеятельностью малыша. Сверстник не может . произвести такого соотнесения и воспринимает своего партнера только в конкретной,, наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, связные, т. е. контекстные, высказывания. Возникшая необходимость создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. По-видимому, содержание внеситуативного общения расширяется и развивается в контактах ребенка со взрослым, а становлению связной контекстной речи в первую очередь способствуют контакты со сверстником.
Особый интерес представляет качественный анализ ситуативных и внеситуативных высказываний детей. Е. О. Смирнова исследовала содержание речевых контактов дошкольников (1985), используя в качестве основного метода контент-анализ высказываний, полученных в ситуации свободного взаимодействия дошкольников 3—7 лет.
Таблица 23
Соотношение разных категорий высказываний в общении дошкольников (в %)
Возраст, лет | Категории высказываний | |||||||
Я | ТЫ | МИР | ИГРА | |||||
ситуативные | внеситуативные | ситуативные | внеситуативные | |||||
3—4 4—5 5,5—6,5 | \7 | |||||||
Мы выделили четыре ведущие категории, получившие следующие условные названия: Я — высказывания о себе; ТЫ — высказывания о другом ребенке; МИР — высказывания о предметах и явлениях, выходящих за пределы ситуации; ИГРА — высказывания детей, включенные в игру.
При анализе каждой категории с точки зрения ситуативности и внеситуативности входящих в нее типов выяснилось, что наибольший вес в структуре содержания общения на всех этапах дошкольного возраста имели высказывания детей о себе и о своем сверстнике.
Хотя соотношение категорий Я и ТЫ с возрастом меняется (дети все меньше говорят о себе и все больше о другом ребенке), их суммарное значение остается постоянным (около 70%). Внутри категорий Я и ТЫ отчетливо выделялись ситуативные и внеситуативные высказывания.
К ситуативным относились- высказывания детей о действиях, происходящих «здесь и сейчас»: а) констатация и демонстрация собственных поступков и интерес к поведению сверстника (Смотри, что я делаю. А я домик строю. Что ты делаешь? Что это у тебя?); б) оценка и собственных' действий, и действий, производимых партнером (Ты все не так делаешь. Я все правильно сделал. Мой домик лучше); в) стремление помочь сверстнику или просьбы о помощи (Помоги мне куклу одеть. Дай мне свою машину. Давай я тебе помогу); г) организация и планирование совместных действий (Давай в куклы будем играть. Давай ты мне кубики будешь подавать, а я строить, а потом наоборот).
Анализируя возрастную динамику выделенных типов высказываний, мы выявили, что у младших дошкольников (3—4 года) преобладают субъектно-оценочные сравнения, своих и чужих действий, направленные на противопоставление Я и ТЫ. У старших дошкольников существенно увеличивается количество планирующих высказываний об организации совместной деятельности и объединении усилий.
Данные табл. 23 свидетельствуют, что от 3 до 6,5 лет возрастает
число внеситуативных высказываний о себе и о своем партнере. Внеситуативно-личностные высказывания детей членились на сле-
дующие группы: а) о событиях из жизни, прошлых и будущих (Я был в зоопарке. Я в воскресенье поеду к бабушке. Ты был на Красной площади? и т. п.); б) об умениях (Ты умеешь читать? Я умею в шашки играть); в) о предпочтениях (Я лето люблю, а зиму нет. Ты кого больше любишь—кошек или собак?); г) о состояниях (Я уже устал, а ты еще не устал? Тебе не надоело в это играть?).
Большинство личностных высказываний относилось к категории Я — дети чаще и охотнее рассказывали о себе и реже интересовались партнером. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Среди личностных высказываний наиболее распространены сообщения о событиях из жизни: дети охотно делились со сверстником сведениями о том, где они были, какие фильмы смотрели, куда собираются поехать летом и пр. Подобные разговоры свидетельствуют о расширении пространственно-временных границ существования детей. Значительно реже дети говорили о предпочтениях и состояниях (от 2 до 8% всех высказываний). Однако само появление и увеличение удельного веса» этих высказываний на протяжении дошкольного возраста имеют большое значение, поскольку именно в них зарождается осознание собственных мотивов, а в интересе к состояниям и предпочтениям сверстника проявляется внимание к внутренней жизни другого ребенка.
Проанализируем теперь внеситуативно-познавательные высказывания детей, которые составили категорию МИР, куда вошли три типа высказываний: а) познавательные сообщения о явлениях живой и неживой природы (Бабочки бывают шоколадницы и капустницы. А ты знаешь, что земля на самом деле круглая? Самолеты выше птиц летают и быстрее); б) моральные нормы и правила поведения (Надо быть честным и не обманывать. Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится): в) другие люди (Моя мама мороженое поела и заболела. А у моей бабушки ремонт).
Данные табл. 23 свидетельствуют, что высказывания, относящиеся к категории МИР, занимают весьма незначительное место в общении сверстников. Однако с возрастом их число увеличивается более чем вдвое.
Среди выделенных типов высказываний наибольшую частотность во всех группах имеют познавательные сообщения. У младших дошкольников они основываются на действиях ребенка и как бы надстраиваются над ними. Например, катая машинку по полу, мальчик говорит своему партнеру: Это у меня «Волга», она быстрее всех ездит и «Запорожец» обгонит, «Волга»—самая быстрая машина. Опора на наглядный или предметный материал была необходима маленьким детям для выхода в познавательное общение. Познавательные высказывания детей 3—4 лет, как правило, фрагментарны и не разворачиваются в диалог.
В старшей возрастной группе познавательное общение детей тоже в большинстве случаев имеет ситуативный повод, но происходит независимо от предметных действий детей и вызывает адекватные ответы сверстника.
У Сережи падает на пол коробка с кубиками, дети смеются и разговаривают:
—Я думал, это гром.
—Ты что, гром это когда тучи па небе сталкиваются и молния должна сначала быть, а потом гром..
—А почему облака гремят, когда сталкиваются? Ведь они из воздуха?
—Не из воздуха, а из воды, мне папа говорил...
С возрастом не только увеличивается число познавательных
высказываний, но и возрастает степень их внеситуативности.
Становится возможной беседа дошкольников на познавательные
темы. Рассуждения о моральных нормах и о других людях зани-
мают незначительное место в общении детей, хотя с возрастом
их частотность несколько возрастает (от 1 до 6%). Как правило,
эти высказывания относятся к ситуации взаимодействия детей и не
вызывают развернутого диалога.
Лексический и содержательный анализ высказываний детей, относящихся к категории МИР, свидетельствует о том, что они проникают в разговоры дошкольников из сферы общения со взрослым. На это указывают и употребление непонятных слов, и частые ссылки на близких взрослых. (Мама сказала. Дедушка говорит). Но в общении сверстников подобные высказывания приобретают специфическую роль, которая, по-видимому, заключается в утверждении своего авторитета в глазах сверстника и демонстрации собственных познаний. Характерно, что дошкольники почти не задают познавательных вопросов сверстнику (в отличие от взрослого) и не интересуются его кругозором.
Последнюю из выделенных нами категорий составляют высказывания, включенные в игру дошкольников, достаточно распространенные во всех возрастных группах (от 29% в младшей до 15% в старшей). Следует отметить, что однозначная отнесенность этих высказываний к ситуативным или внеситуативным представляется затруднительной. С одной стороны, они связаны с предметными действиями детей и относятся к их сиюминутному взаимодействию (Это у нас кроватка. Я — мама, стираю белье). С другой — содержание этих высказываний может быть совершенно свободно от конкретной наглядной ситуации — это или фантастические образы и сюжеты (Я — Змей Горыныч, всех заколдую), или отражение жизни окружающих взрослых (Мне надо с дочкой погулять, обед ей приготовить и платье сшить).
Л. С. Выготский писал: «Ребенок оперирует оторванно от вещей и действует с их значениями, но оперирует неотрывно от другой реальной вещи и другого действия. Это и есть переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто 141
ситуационной связанностью раннего детства и мышлением, оторван-
ным от реальной ситуации» (1966, с. 18).
Характерно, что в младшем дошкольном возрасте, когда у детей практически не встречается внеситуативных высказываний в других категориях, внутри ролевой игры они нередко разговаривают о предметах и явлениях, не представленных в ситуации их взаимо-действия. Причем сюжетно-ролевая игра происходит в непрерывном общении детей, основное средство которого — речь. Д. Б. Эльконин указывал на то, что в игре у дошкольников возникает чрезвычайно богатая речевая связь, сообщающая смысл каждому отдельному поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и сам объясняет свою игру другому (1960).
Сравнивая общение детей в разных ситуациях, мы видим, что именно в игре согласованность речевых и предметных средств общения достигает максимального для дошкольников значения. Если внеситуативные реплики детей, входящие в категории Я, ТЫ, МИР, имели фрагментарный характер и не вызывали ответа сверстника, что свидетельствует о несогласованности речевых средств общения, то высказывания, включенные в ролевую игру, практически всегда находили отклик у партнера и разворачивались в диалог. Все это позволяет рассматривать игру как деятельность, способствующую развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, знаменуют собой переход от ситуативного к внеситуативному общению.
Однако коммуникации сверстников не сводятся к игровому взаимодействию. Хотя игра и общение дошкольников тесно связаны между собой, отождествлять игровую и коммуникативную деятельность нельзя. Соотношение игровой и коммуникативной деятельности дошкольников представляет особый интерес в связи с проблемой развития средств общения сверстников.