Возрастная динамика развития содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников

В реальном процессе общения дошкольников рассмотренные нами комплексы проявлений в адрес сверстников встречаются у, всех детей. Но у некоторых детей доминируют надо всем одни прояв­ления, у других — иные. Можно предположить, что для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстником.

Для определения возрастных особенностей качественного пре­образования содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников мы сопоставляли интенсивность и частоту прояв­ления всех рассмотренных выше комплексов в деловых, познава­тельных и личностных ситуациях.

Анализируя полученные результаты, мы учитывали частоту и интенсивность проявлений у детей четырех составляющих (крите­риев) сформированности потребностей в общении (см. вторую и третью главы).

Мы выявили наиболее типичные проявления каждого из четырех критериев для всех модификаций содержания потребности в об­щении. Так, интерес к партнеру при потребности в деловом со­трудничестве выражается во внимании детей к действиям сверстника и в заимствовании образцов деятельности; при потребности в ува­жении — в соревновательном подражании ему и т. д.

Чувствительность к отношению партнера (четвертый критерий) при потребности в уважении проявляется в отстаивании ребенком своего мнения без аргументов, неподчинение сверстнику, обидчи­вость и т. д. И так для всех четырех критериев сформированное™ потребности в общении. Для каждого критерия было выделено несколько проявлений в рамках каждой модификации содержания потребности в общении.

Нами разработаны шкалы выраженности (интенсивности в баллах) каждого из проявлений ребенка в адрес сверстников; получены показатели меры сформированности потребности в обще­нии со сверстником у дошкольников в каждой из ее модификаций (см. табл. 7 и 8).

Таблица 7

Общее количество (в баллах) проявлений в адрес сверстника в поведении дошкольников 4—7 лет при разных модификациях содержания потребности в общении

Возрастная динамика развития содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников - student2.ru

В результате обработки материалов мы получили данные о ко­личестве различных проявлений в адрес сверстника у дошкольников при модификациях содержания потребности в общении, а также об интенсивности этих проявлений. Об уровне содержаний потреб­- 86

Таблица 8 Интенсивность (в баллах) проявлений в адрес сверстника в поведении дошкольников 4—7 лет при разных модификациях содержания потребности в общении

Возрастная динамика развития содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников - student2.ru

ности в общении со сверстником у дошкольников мы судили по трем показателям: сумме проявлений по всем четырем критериям; сумме проявлений по третьему и четвертому критериям; и только по показателям четвертого критерия. Эти данные позволили выяс­нить, на каком этапе остановилось у дошкольников формирование той или иной модификации содержания потребности в общении со сверстником. Это относится как к количеству, так и к интенсивности проявлений потребности в общении с ровесниками у Дошкольников.

Рассмотрим, каким образом происходит изменение содержания потребности в общении со сверстниками у дошкольников. У детей 4—5 лет в наибольшей степени представлена потребность в сотрудничестве со сверстниками, о чем свидетельствуют и количество проявлений, и их интенсивность. Но уже в этом возрасте со всеми показателями потребности в деловом сотрудничестве конкурирует потребность в уважении сверстника. Близка к ней и потребность в сотворчестве. Но в последнем случае можно говорить о недоста­точной ее оформленности, так как показатели по четвертому крите­рию очень низки.

Возраст 5—6 лет характеризуется как бы «взрывом» всех про­явлений дошкольников, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения (табл. 8). Показатели, характеризующие 87

различные модификации содержания потребности -дошкольников в общении со сверстником, высокие, особенно по интенсивности проявлений. Выделяются среди них показатели, отражающие по­требность детей в уважении сверстников. Но не сдает еще своих позиций потребность в деловом сотрудничестве. Значительно возрастает стремление детей разделить со сверстником переживания и устремленность к сотворчеству.

У детей 6—7 лет мы наблюдаем два резких перехода. Существен­но (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с 'ровесни­ками переживания (см. табл. 7), протекание которых характери­зуется высокими показателями интенсивности. В то же время стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». С возрастом усиливается тенденция «обыгрыва­ния» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

Аналогичные данные получены в исследовании Р. К. Терещук (1986). Анализируя около 200 разновидностей контактов дошколь­ников 3—6 лет со сверстниками, она выделила15 комплексов пове­денческих проявлений детей в адрес сверстников и квалифицировала их как потребность дошкольников 1) в самовыражении; 2) в доб­рожелательном внимании; 3) в сотрудничестве; 4) в признании; 5) во взаимопонимании и сопереживании. Предложенные Р, К. Те­рещук разновидности содержания потребности в общении со сверст­ником несколько отличаются от тех, которые были определены В. Н. Крестьяниновой. Как мы видим, Р. К. Терещук не вычленяет стремления детей к сотворчеству со сверстником, что, возможно, связано с особенностями ее метода исследования.

Остановимся на потребности в самовыражении в понимании Р. К. Терещук (1986) и Л. Н. Галигузовой (1983). У Л. Н. Галигузовой (см. третью главу) речь шла о демонстрации детьми друг другу необычных поз, движений, звуков и т. д., т. е. своих физиче­ских возможностей, о вовлечении ими друг друга в раскованное, ярко эмоциональное, непосредственное действование рядом. Р. К. Те­рещук вкладывает в это понятие несколько иное взаимодействие детей более спокойное и молчаливое, менее экспрессивное, демон­страция сверстнику своих умений действовать с предметом, не свя­занная со стремлением вовлечь его в аналогичные действия. При этом отмечается большая заинтересованность во внимании свер­стника. Общее для этих двух вариантов взаимодействия то, что оно осуществляется детьми рядом, а не вместе. Стремление к соуча­стию сверстника свойственно детям 2—3 лет, сразу после возник­новения у них потребности в общении с ним. У детей 3—4 лет оно преобразуется благодаря большему включению во взаимодей­ствие предметов, но в сущности остается очень близким и похожим на общение детей 2—3 лет.

Обратимся к результатам исследования Р. К. Терещук. На основе социометрических методов обследования детей и анализа их ре­ального взаимодействия автор выделяет в каждой из трех воз­растных групп испытуемых (3—4, 4—5 и 5—6 лет) детей с разным положением среди ровесников: популярных, малопопулярных и не­популярных. Прежде всего Р. К. Терещук интересовало, почему одни дети популярны, а другие — нет и одинакова ли причина популярности детей разного возраста. С этой целью она выясняла, зачем и почему (по каким поводам) дети разного возраста обра­щаются к популярным и непопулярным детям, а также ответы детей с разным положением на обращения к ним ровесников.

В табл. 9 представлены данные о частоте обращений дошколь­ников определенных возрастных групп к детям с разным положе­нием. Из таблицы следует, что младшие дошкольники чаще всего обращались к популярным сверстникам с целью показать себя и завоевать их доброжелательное внимание. Значительно реже демон­стрировали трехлетки свои способности в присутствии малопопу­лярных детей и почти совсем не проявляли себя в обществе непо­пулярных ровесников.

К малопопулярным детям представители этой группы чаще всего обращались за доброжелательным вниманием: Для сотрудничества младшие дошкольники выбирали непопулярных и малопопулярных сверстников, так как последние малоинициативны и уступчивы. В их присутствии испытуемые брали инициативу в свои руки и ста­новились хозяевами ситуации (играли больше сами, перелистывали страницы книг, комментировали рисунки и т. п.). Непопулярный малыш удобен как наблюдатель действий партнера, удовлетворяя

Таблица 9 Количество разных по содержанию обращений дошкольников 3—6 лет к сверстникам с разным положением в группе (в абс. ед. в среднем для одного ребенка)

      Характер обращений  
Воз- раст, лет Положение сверстника в группе   Демонстрация умений и стремление во­влечь свер­стника в соучастие Поиск доброже лательно- го вни­мания Стремле ние к со- трудни- честву Поиск признания и уваже- ния Разделе- ние пере живаний и согласова­ние мне­ний   Всего обращений
3—4 Популярный 1,7 2,5 1,3 5,5
  Непопулярный 0,5 0,9 1,4
  Малопопулярный 0,3 1,4 0,7 2,4
4—5 Популярный 3,6 3,0   1,8 10,6
  Непопулярный 0,4 1,3 0,3 2,0
  Малопопуляриый 1,1 1,7 0,3 0,1 3,2
5—6 Популярный 2,5 6,0 2,0 4,5 15,0
  Непопулярный 0,7 0,4 0,1 1,2
  Малопопулярный 1,1 1,8 0,9 0,2 4,0

тем самым не столько потребности товарища, в сотрудничестве, которая еще мало выражена в этом возрасте, сколько желанию партнера действовать с предложенными экспериментатором интерес­ными предметами и потребности во внимании и доброжелатель­ности сверстников. В присутствии детей с высокой и средней попу­лярностью получить такую свободу становилось значительно слож­нее, так как они тоже хотели действовать с предметами.

В среднем возрасте потребность в деловом сотрудничестве настолько велика, что уровень популярности ребенка не помеха для этого. Тем не менее дети в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с популярными, обращаясь к ним вдвое чаще. Дети 4—5 лет уже остро нуждаются в доброжелательном вни­мании равного партнера. Положение ребенка в группе заметно влия­ло на количество обращений, свидетельствующих о наличии этой потребности. В первую очередь дети стремились к контактам с популярными ровесниками. Они обращались к ним по этим пово­дам чаще, чем к малопопулярным, в 3 раза, и чем к непопуляр­ным — в 9 раз. А за уважением и признанием дошкольники сред­него возраста практически обращались только к сверстникам с высоким положением в группе.

В старшей группе по сравнению со средней картина меняется мало. Сотрудничества и признания старшие дошкольники также тре­бовали от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Обсуждаемые показатели еще не дают ответа на вопрос о при­чинах популярности детей, об основаниях для избирательного от­ношения к ним сверстников. Но они позволяют выстроить некоторую иерархию поводов, по которым дошкольники разных воз­растных групп обращаются к другим детям. Так, у детей 3—4 лет на первом месте стоит желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку и получить его доброже­лательную оценку. Дети 4—5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером и его внимания, признания и уважения. Старшие до­школьники интенсивнее, чем дети средней группы, ищут сотрудниче­ства с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и со­гласования мнений. При этом в контактах с популярным ребенком именно эти виды обращений дошкольников к ровесникам увели­чиваются.

Данные о том, как дети с разным положением среди сверстни­ков отвечают на обращения к ним ровесников, свидетельствуют, что популярных всех возрастных групп отличает высокая чувстви­тельность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения независимо от их характера. Малопопулярным и непо­пулярным детям свойственны в этом отношении более низкие пока-

затели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и, что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера. Эти дети не реагировали на стрем­ление ровесника получить от них признание, внимание, не отклика­лись на приглашение к сотрудничеству.

Избирательное отношение дошкольников к популярным детям
основывается на их высокой чувствительности к различным обра­
щениям сверстников и способности удовлетворить запросы ровес­
ников. Малая популярность и непопулярность ребенка связаны не
только с тем, что он не всегда отвечает на Обращения сверстников,
но и с тем, что он реже всего отзывается на самые главные для
партнера обращения (см. табл. 10). Так, непопулярные дети
4—5 лет совсем не реагируют на тех, кто ищет признания (что
для детей этого возраста очень важно!), 5—6-летние малопопуляр­
ные и непопулярные в группе отзываются на это только в 25—50 %
случаев. --':.- а' •"-•

Анализируя причины предпочтения и неприятия дошкольниками сверстника, можно выстроить некоторую возрастную динамику смены содержания их потребности в общении с ним:'" у детей 3—4 лет доминирует потребность в самовыражении и доброжелательном вни­мании ровесников; у 4—5-летних — в сотрудничестве и признании; почти то же самое наблюдается у старших дошкольников.-

Итак, на протяжении дошкольного возраста все модификации содержания потребности в общении со сверстником интенсивно

Т а б л и ц а 10

Количество ответов дошкольников 3—6 лет на обращения ровесников (в %)

Возраст, лет Положение ребенка в группе Количество ответов на обращения разного содержания  
На деме-монстра-цию умений и стремление вовлечь в соучастие На поиск доброжелатель-ного внима-ния На стремле- ние к сотруд-ничеству На поиск призна- ния и уваже-ния На разделе-ние переживаний и согласование мнений  
3—4 Популярный 98,0 92,3 83,3 _
  Непопулярный 60,0 40,0
  Малопопулярный 36,3 66,7 50,0
4—5 Популярный 83,7 97,3 96,5 91,8
  Непопулярный 18,2 56,7
5—6 Малопоиулярный Популярный — — 66,7 100,0 78,5 99,1 63,5 100,0 100,0 —
  Непопулярный 33,4 61,4 53,2 62,5
  Малопопулярный 61,3 36,4 25,0 71,3
                 

Примечание. 0 — отсутствие ответов при наличии обращений; — - отсутст­
вие обращений.

развиваются. Но видимо, до 6 лет три основные «страсти» толкают дошкольников к ровесникам: стремление к соучастию в забавах и самовыражению, к деловому сотрудничеству (в трех его вариан­тах) и жажда признания (потребность в уважении).

Стремление к соучастию в забавах и самовыражению — гене­тически первая модификация содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников. Оно предполагает действование детей рядом, одновременно или попеременно, но обязательно ве­селое. От сверстника ребенок ждет внимания и оценки своим дей­ствиям (2—4 г), демонстрируя ему имеющиеся достижения в дви­жениях и предметных действиях.

Следующая модификация содержания потребности в общении со сверстником у дошкольников — стремление к сотрудничеству. К выражению потребности в сотрудничестве с ровесниками у до­школьников могут быть отнесены три варианта проявлений. Прежде всего это стремление к собственно деловым контактам с другими детьми в рамках различных конкретных деятельностей (конструирования, игры). Далее стремление к сотворчеству с ро­весниками при отсутствии регламентированности их взаимодей­ствия какой-либо деятельностью, кроме той, которую дети «творят». Делом в этих случаях выступает само творчество детей, его про­цесс. К деловому сотрудничеству могут быть отнесены и случаи «обыгрывания» детьми возникающих в деловых ситуациях кон­фликтов (4—7 лет).

Потребность в признании до 6 лет занимает у дошкольников как бы сопутствующее место в сотрудничестве. Проявления этого содержания потребности в общении возникают, возрастают и уменьшаются вместе с аналогичными изменениями потребности в сотрудничестве (см. табл. 7 и 8). По количеству случаев и ин­тенсивности их проявлений оно занимает второе место, после потребности в сотрудничестве, если иметь в виду все его варианты, вместе взятые.

После 6 лет у детей резко возрастает потребность разделить со сверстниками переживания, согласовать тачки зрения (потреб­ность в сопереживании и взаимопонимании). Данное содержание потребности в общении со сверстником по количеству случаев и ин­тенсивности проявлений занимает у детей 5—6 лет уже первое место даже по отношению к совокупно представленной потребности в сотрудничестве.

Потребность во внимании и доброжелательности, о которой писа­ли М. И. Лисина и Р. А. Смирнова (1985), едва ли может высту­пить отдельной модификацией содержания потребности в общении дошкольников со сверстниками. Желание внимания и доброжела­тельности — генетически самое раннее содержание потребности в общении со взрослым у детей первого полугодия жизни. Жиз­ненные задачи ребенка первого года жизни, порождающие это со­держание его потребности в коммуникативной деятельности со

взрослым, в большей степени отличаются от тех, которые толкают трехлетку к взаимодействию с ровесником. Внимание и доброжела­тельность сверстника выступают, скорее, как необходимый фон или основа общения ровесников, как сопутствующий аспект потреб­ности в самовыражении, признании и уважении.

Наши рекомендации