Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для дошкольников (принципы отбора содержания знаний).

Научность. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат для формирования основ мировоззрения, для развития познавательных интересов. Возможность изучения дошкольниками некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными исследованиями (С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий, Н.А. Рыжова). Доступность. Крайне важным и тесно связанным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом отобрано такое содержание знаний, которое позволяет поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что им помогает в конструктивно-игровой деятельности. Гуманистичность. Этот принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиций воспитания его применение означает формирование человека, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

10. Значение озеленения участка дошкольной образовательной организации (ДОО) (санитарно-гигиеническое, образовательное, воспитательное).

Озеленение участка имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1.Санитарно-гигиеническое значение, обогащение воздуха кислородом, уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том

числе канцерогенных веществ. Уменьшение значительного количества пыли, уменьшая концентрацию на огражденной территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория, засаженная зеленью.очистка воздуха от вредных микроорганизмов и насекомых. Высокая фитонцидная активность, характерна для березы, дуба, черемухи, сирени, черной смородины, хвойных деревьев. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук, чеснок, горчица, хрен. Летучие вещества черемухи убивают комаров, мух, мошек и слепней в течении нескольких минут. Смягчение колебаний высоких летних температур, установление умеренной влажности воздуха, снижение солнечной радиации, снижение силы ветра, защита участка и здания от уличного шума, успокаивающее действий на ребенка. успокаивающее действий

2.Воспитательно-образовательное значение.

Правильно озелененный участок учреждения дошкольного образования рассматривается

Как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения

Задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.

11.Требования к планированию озеленения участка.

В нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» во втором разделе «Участок» в пункте 2.4. отмечается, что площадь зеленых насаждений не должна быть менее 50% всей территории. Все требования можно подразделить на три группы: 1. Требования к организации ландшафтной среды: контраст; зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине) 2. Требования к размещению озеленения: учет характера подземных наземных коммуникаций; бережное отношение существующих зеленых насаждений; не следует перегружать участок посадками; следует учитывать расстояние до дошкольного образования, в нормативно-правовом правила и нормы устройства и содержания учреждений» указывается, что кустарники следует высаживать не ближе 5 м, деревья – не ближе 10 м от здания; группы деревьев и кустарников на участке размещают с учетом солнечного освещения так, чтобы создать обрамление площадкам различного назначения. 3. Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения: не следует применять для озеленения опасные деревья и кустарники (с вредными ядовитыми плодами, с колючками),растения, засоряющие при цветении территорию учреждения, растения, привлекающие большое количество насекомых; растения с пестрыми и ярко окрашенными листьями, имеющие разный осенний наряд и форму кроны.

. 12.Виды озеленения участка дошкольной образовательной организации.

Защитные насаждения Для защиты участка учреждения дошкольного образования от улиц и

дорог на его границе создаются плотные полосы из деревьев и кустарников.

Такие защитные насаждения украсят участок и надежно защитят от ветра, пыли, шума, выхлопных транспортных газов и копоти. В нормативно- правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» записано, что по внешнему периметру земельного участка должна располагаться полоса

Деревьев или кустарниковых насаждений шириной 5 м. Обычно растения в живой изгороди высаживают в один ряд: это проще и дешевле, но двурядная посадка лучше она плотнее и, кроме того, дает возможность получить более прочную и более красивую изгородь. Посадка деревьев и кустарников в три ряда применяется в тех случаях, когда требуется создать защитные полосы, например, если участок дошкольного учреждения выходит на магистраль, в межквартальный или внутриквартальный проезд. Декоративные древесно-кустарниковые насажденияДеревья и кустарники определяют облик участку, придают ему рельеф и объемность. Виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений: линейные (аллеи, шпалеры), групповые (однородные, смешанные), одиночные посадки. Вертикальное озеленение В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Оно заключается в декорировании вьющимися растениями фасадов зданий, балконов, оград, арок, пергол (увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на столбах или арках), в создании цветочных пирамид, колонн. Вертикальное озеленение дает возможность увеличить площадь под зелеными насаждениями, изолировать друг от друга площадки различного назначения, затенить места для занятий детей, защитить их от ветра. Для вертикального озеленения широко используются виноград, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, ипомея, настурция). Клематисы. Газон– это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Он служит фоном, на котором располагаются остальные элементы как растительные, так художетсвенно-архитектурные. Его можно использовать для озеленения возле цветника, бассейна, беседки. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снижает возбуждение, дает отдых утомленному зрению. Виды: цветущий газон (мавританский и пестроцветный); злаковый газон (партерный и луговой). Цветочно декоративные насаждения. На участке обычно цветочно-декоративные растения располагаются в нескольких местах: при входе, вдоль дорожек, возле здания, на игровых площадках и т.д. Требования к цветникам: для цветника подбирают растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени; растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода; для того чтобы ранее указанные условия были соблюдены, следует подобрать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения; красота и изящество цветника зависит от подбора растений по окраске. Виды цветников: клумба, партер, бордюр, рабатка, цветочная композиция, альпийская горка, миксбордер. Огород . В зависимости от величины земельного участка и количества детей огород может быть общим для всех групп и отдельным для каждой из них. Место для него выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. На огороде разбивают грядки длиной 2,5-3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, выращивания рассады и т.д. Ширину грядки следует делать не больше 70 см, чтобы дошкольники могли во время работы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Расстояние между грядками – 50-60 с, а ширина главных дорожек огорода – Для выращивания на участке следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, интересны для наблюдения:

    1. Образовательно-воспитательные задачи ознакомления дошкольников с природой, решаемые в уголке природы.

В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:

1. Организации деятельности детей: постоянного общения детей с растениями и животными, проведения интересных наблюдений за растениями и животными, организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка. клеток, и т.д.), для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения), для организации экспериментальной деятельности детей.

2. Умственного воспитания детей: в уголке природы сосредоточивают

внимание детей на небольшом количестве объектов (наиболее типичных),

что обеспечивает более глубокое их познание, в процессе наблюдений и

ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются

прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид,название,

повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.), дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств

ума–наблюдательности, любознательности, на основе знаний и навыков, которые

приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе,формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение,классификация и т.д.

3.Нравственного воспитания детей: формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д., формируются нравственные (бережное,заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к

природе, дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

4.Эстетического воспитания детей: красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства.

5. Трудового воспитания детей: формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными, формируются навыки и умения ухода за растениями и животными 6. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату и создаст благоприятный микроклимат в помещении.

    1. Основные требования к подбору растений и животных уголка природы.

При подборе обитателей уголка природы в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать ряд важных требований. Это поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

1.Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2.Растения и животные должны быть внешне красивыми, яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4.Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей, т.е. не должно быть ядовитых, колючих, агрессивных, вызывающих аллергию у детей.

5.Животные должны быть здоровые и иметь справку от ветеринара.

6.Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи педагога). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования и создания

специфических условий.

7.Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения учреждения дошкольного образования с его повышенной температурой, сухостью воздуха, наличием шума и т.д.

8.Подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.

15.Уголок природы у детей младшей возрастной группы (подбор растений, животных; примеры видового разнообразия растений и животных).

Уголок природы в младшей возрастной группе. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи учебной программы. Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной педагогом (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т.д.

В соответствии с этим в уголок природы младшей группы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья, цветок), ярко, обильно и долго цветущие, имеющие ярко окрашенные листья. Это могут быть обыкновенная (или зональная) герань (пеларгония), бальзамин (Ванька мокрый, недотрога, огонек), гибискус (китайский розан) и

др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, – аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3 – 4 растения. Животные для

уголка природы младшей возрастных групп подбираются такие, с которыми ребенок не может

вступить в непосредственный тактильный контакт, имеющие яркую окраску, издающие приятные звуки, не пугающие детей, ведущие активный образ жизни на протяжении года. Это могут быть рыбка в аквариуме и птичка в клетке. Рыбку следует подбирать неприхотливую,

достигающую достаточно крупных размеров, чтобы дети могли рассмотреть все части ее строения. Примером может быть золотистый или серебристый карась. Из птиц можно содержать певчих птиц, с веселым нравом, неприхотливых к пище, имеющих яркое оперение. Этим требованиям отвечает. Например, канарейка.

16. Уголок природы у детей средней возрастной группы (подбор растений, животных; примеры видового разнообразия растений и животных).

Уголок природы в средней группе. В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.).Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют дети, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей. В процессе ухода (вместе с педагогом) за обитателями уголка природы дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, разный характер листьев (характер поверхности листьев и их хрупкости). При этом дети учатся устанавливать способ ухода за комнатными растениями в зависимости от величины листа и характера его поверхности. Дети в этом возрасте овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья и т.д. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 5-6 видов растений. Животные для уголка природы средней группы подбираются такие, чтобы дети могли отмечать своеобразие внешнего строения, движения, способов питания. В средней группе следует содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам. Например, разновидности золотой рыбки (вуалехвост и телескоп) или медлительного прудового карася и подвижную верхоплавку. Из птиц в уголке природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для детей младшего дошкольного возраста – канарейке. Постоянным обитателей в уголке природы средней группы могут стать млекопитающие – морская свинка и хомячок.

17.Уголок природы у детей старшей возрастной группы (подбор растений, животных; примеры видового разнообразия растений и животных).

Уголок природы в старшей группе (5-6 лет). В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разными потребностями в свете, влаге, тепле, с разнообразными листьями, цветками, стеблями (вьющимися, стелющимися), с разными способами размножения. Это могут быть 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, зигокактус, эпифиллюм, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге. Одновременно в уголке природы может быть до 7-8 видов растений. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об основных видовых признаках таких групп животных, как: птицы, рыбы, звери, земноводные, пресмыкающиеся; о дифференцированных потребностях этих животных. В уголке природы можно содержать: из аквариумных рыб– живородящих и икромечущих (гуппи, меченосец, скалярия), из птиц предпочтение следует отдавать тем, которые выводят потомство в неволе (канарейка, волнистый попугайчик), из пресмыкающихся – черепаху, из млекопитающих – хомячка, морскую свинку.

Наши рекомендации