Раздел iii. задания для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций
Вам предложены задания по решению педагогических ситуаций двух уровней. Педагогические ситуации первого уровня представлены с возможными вариантами ответов, которые позволяют достаточно быстро найти выход из создавшейся педагогической ситуации. Разрешив их, вы можете переходить к решению педагогических ситуаций второго (более сложного уровня), где необходимо дать самостоятельный ответ на поставленные вопросы.
Задание 1. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой
1. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?
а) не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет;
б) к этому нужно относиться с юмором;
в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;
г) в каждом классе должен быть секс-символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению;
д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти … Только прежде сами перечитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным;
е) не лучше ли сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?
2. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?
а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая!
б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;
в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?
г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;
д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.
3. В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?
а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит;
б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы;
в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации;
г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.
4. Ребенок приносит в школу ручную крысу (хомячка). В такой день все уроки «кувырком». Что делать?
а) как только «причина» (крыса, хомяк) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся…
б) на время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике;
в) предложить ящик своего стола в качестве вольера для зверюшки и сразу дать письменную контрольную работу, чтобы дети были заняты, а Вы – свободны и могли проследить, чтобы животное не пачкало, ничего не прогрызло и не убежало;
г) сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А математика (химия, физика и пр.) подождет…
5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?
а) объяснить родителям, что это – их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами;
б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу»;
в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать;
г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».
6. В классе есть ребенок – «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?
а) в такой ситуации помочь может только профессионал-психолог, без него – увы! – не обойтись!
б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!
в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям;
г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?
7. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?
а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;
б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;
в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;
г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.
8. Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?
а) главное – не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками;
б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной;
в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка;
г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними;
д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками;
е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.
9. В классе – девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?
а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;
б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;
в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;
г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь – на государственные субсидии не очень-то разживешься!
10.Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае?
а) никак не реагировать;
б) не замечать – «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;
в) не уставать делать замечания – зачем же такое терпеть;
г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;
д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.
11. Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю?
а) сдержанно извиниться и продолжать урок;
б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей;
б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб;
г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента;
д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок.
12.Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?
а) не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;
б) сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»
в) спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова?
г) твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»
д) несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел – символ плодородия, а, значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.
13.В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?
а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий – вдруг она уважительная?
б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;
в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего – пусть помается в коридоре!
г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.
14.Словесник и физик больны. У детей уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?
а) а учитель не устал?! Поэтому оптимальный вариант для подобной ситуации – несложная контрольная по геометрии – и дети расслабятся, и учитель отдохнет;
б) право учителя – наотрез отказаться от проведения третьего подряд урока геометрии – это нарушение всяких правил;
в) если общая культура и начитанность позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей – вчера и сегодня, показав им неожиданные ракурсы этой области знаний;
г) вместо третьего урока геометрии провести классное собрание и поговорить с ребятами об их проблемах;
д) убедить администрацию отпустить ребят домой.
15.Шпаргалки: какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?
а) ни на минуту не прекращайте хождение между рядами парт, тогда уж точно все шпаргалки обнаружите и «конфискуете», даже если после этого контрольная будет провалена;
б) самое главное – обнаружить шпаргалку, тогда, и не «конфискуя» ее, всегда можно применить «репрессивные» меры, например: сразу поставить двойку, записать замечание в дневник, позвонить родителям и пр.;
в) обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет;
г) подготовка шпаргалок – большой труд, и его надо оценить, особенно когда речь идет о слабом ученике, который без шпаргалки как без рук.
16.Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?
а) демонстративно порвать и выбросить;
б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение;
в) похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его недостаточной успеваемости;
г) главное – выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется;
д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки.
17.Во время объяснения нового материала ученик задает вопрос, ссылаясь на противоположное утверждение другого учителя. Как поступить в такой ситуации?
а) поговорить с этим «другим» учителем и выработать общую тактику поведения;
б) не смущаясь, «гнуть свою линию» – пусть ученик уяснит Вашу позицию, а не другого учителя;
в) резко осадить ученика, дав понять, что не придаете никакого значения его вопросу;
г) сразу же взять дневник и записать замечание за неуместные вопросы на уроке.
18.Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя?
а) взяться за систематическое образование – так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»;
б) самое беспроигрышное – отшучиваться в сложных ситуациях;
в) свести с эрудитом «счеты» на контрольной;
г) посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу;
д) поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место;
е) доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах – когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания?
19.Взяв на проверку тетради, учитель обнаруживает в одной из них на последней странице записи личного, интимного характера. Как среагировать?
а) сделать вид, что ничего не заметили;
б) вернув проверенные тетради, найти подходящий момент для доверительной беседы с девочкой, не связывая прямо тему беседы с тем, что прочитали в тетради;
в) позвонить девочке домой так, чтобы она не знала об этом, и серьезно поговорить с ее мамой;
г) проверив тетрадь, аккуратно вырвать страницу с «откровениями» и выбросить – тем самым вы дадите понять, что прочитали, но не одобряете того, что написано;
д) под обнаруженными «откровениями» сделать краткую запись: «Таня, стыдись!» – и расписаться.
20.На сложной контрольной (экзамене) девочка впадает в истерику, рыдает из-за того, что не может найти решение. Как поступить учителю?
а) универсальное средство в этом случае – дать девочке стакан воды;
б) опытный учитель всегда носит с собой валидол – он поможет девочке успокоиться;
в) главное – помочь девочке успокоиться, а экзамен она может сдать и в другой раз, в крайнем случае – через год;
г) главное – помочь девочке успокоиться и лучший способ для этого – намек на правильное решение или неназойливая подсказка.
21.В классе – слабый, неуспевающий ученик, однако ребята хорошо к нему относятся, часто просят за него учителей. А как быть учителю?
а) посоветоваться с другими учителями и принять гибкую тактику реагирования, помочь ученику догнать одноклассников;
б) не обращать внимания на ходатайство детей и «гнуть свою линию», выставляя объективные оценки;
в) беря пример с учеников, организовать среди учителей «круговую поруку» и не идти двоечнику ни на какие уступки;
г) дать понять детям, что их заступничество вызывает обратную реакцию и доказать это соответствующими оценками.
22.Как бороться на уроках с электронными играми, картами и пр.?
а) не обращать на игроков внимания: хороши они будут, когда Вы вызовете их к доске или дадите контрольную работу;
б) постоянно напоминать, что для игр существуют перемены, а также масса времени после уроков;
в) прежде всего, так загрузить учащихся работой на уроке, чтобы им было не до игр;
г) все игры немедленно прекращать (обязательно сделать запись о нарушении дисциплины в дневнике учащегося).
23.Дежурство в классе – всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. А что делать классному руководителю в этой ситуации?
а) залог порядка в дежурствах – дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним;
б) залог порядка в дежурствах – четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами;
в) залог порядка в дежурствах – авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться небезопасно…
24.Зайдя на перемене в класс, учитель видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?
а) да никак: булочку уже не «спасти», «футболистов», видимо, тоже…
б) на ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси;
в) потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол;
г) всех «футболистов» препроводить к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство.
25.К учителю приходят родители неуспевающего ребенка. Не зная, что им делать со своим чадом, родители просят отнестись к ребенку снисходительно. А как поступить учителю?
а) пойти навстречу пожеланиям родителей;
б) корректно, но твердо дать понять родителям, что их просьба невыполнима;
в) предложить родителям, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия в школе или же нанять ему репетитора;
г) сложными могут быть не только дети, но и их родители. С последними лучше беседовать в присутствии кого-либо еще из педагогов или администрации школы. Так вы скорее придете к верному решению проблемы.
26.Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть?
а) конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места;
б) ни в коем случае не пускать – будет сплошной беспорядок!
в) посоветовать ребятам пойти во двор и погулять – такую возможность упускать нельзя;
г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что-нибудь интересное;
д) посоветовать ребятам подготовить какие-либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром.
27.В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю?
а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;
б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» шуткой, искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой;
б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей – заставить задуматься…
г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором;
д) самое верное – избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу.
28.Молодой учитель застает ученика 7 класса в туалете с сигаретой. Как поступить?
а) попросить ученика впредь курить только во дворе школы, а не в помещении;
б) серьезно поговорить с мальчиком и отпустить – что делать, ему подскажет совесть;
в) сказать все, что вы думаете о курении, и потребовать от ученика, чтобы выбросил сигарету;
г) отобрать сигарету и выбросить в унитаз;
д) застав нарушителя на месте преступления, сразу вести его к директору, обязательно прихватив улику – окурок.
29.Учительница идет по коридору. Навстречу – один из учащихся. Поравнявшись с учительницей и глядя на нее, мальчик проходит мимо, не поздоровавшись. Как поступить в этом случае?
а) громко сказать: «Здравствуй, Кондратьев! Ну-ка подойди сюда! Ты почему не здороваешься?»
б) сказать с иронией: «Здравствуй, Кондратьев! Я сразу тебя узнала, а ты меня нет?»
в) громко окликнуть по фамилии и очень строго погрозить пальцем;
г) сразу же зайти в кабинет директора и пожаловаться на невоспитанного мальчика;
д) сделать вид, что ничего не произошло, а, придя в класс, обсудить ситуацию при всех, не называя фамилии невоспитанного мальчика;
е) найти способ продемонстрировать невоспитанному ученику, как он был не прав. Например, в тот же день вызвать его к доске и «засыпать» на трудных вопросах, занизить оценку по контрольной и т.д.
30.В школу приходит молоденькая учительница, только что окончившая педвуз. Старшеклассники беззастенчиво обсуждают ее внешность, манеру одеваться, говорить… Как реагировать на это учительнице?
а) держаться сдержанно и просто, а к ребятам неизменно проявлять дружелюбие;
б) любую реплику в свой адрес воспринимать юмором;
в) ни на что не реагировать;
г) в этой ситуации полезно сначала сильно припугнуть ребят (строгостью, высокими требованиями, непредсказуемостью), а затем постепенно смягчать манеру общения;
д) малейшая фривольность со стороны учащихся – и сразу же отправлять их для «промывания мозгов» к директору.
31.В столовой случайно учительница услышала, как дети обсуждают одну из ее коллег: «Она вообще выжила из ума, ей давно пора на пенсию» и т.д. Как реагировать на подобные реплики?
а) лучше промолчать, ведь речь не о вас;
б) в деликатной форме обязательно сообщить об услышанном коллеге, о которой шла речь, – ей лучше быть ко всему готовой!
в) сообщить обо всем директору – может, учительница, которую обсуждали дети, и впрямь не в состоянии продолжать работу в школе?
г) спокойно прервать «обсуждение», а позже поговорить с ребятами – выслушать их и привести свои доводы в пользу коллеги;
д) громко пристыдить говорящих.
32. В классе контрольная. В этот день у одного из ребят день рождения. Мальчик пришел в школу нарядный, счастливый, угостил одноклассников конфетами. Проверяя его работу, учительница нашла уйму ошибок, налицо – угроза двойки. Как быть?
а) не надо омрачать ребенку его день рождения – в виде исключения на этот раз можно обойтись вообще без отметки;
б) постарайтесь по возможности завысить отметку – это, безусловно, порадует именинника;
в) не омрачать день рождения двойкой, а дать возможность повторно выполнить контрольную работу;
г) контрольная и день рождения – вещи разные, и оценивать контрольную следует объективно, без привязки ко дню рождения.
33. Учитель обнаруживает, что ученик коллекционирует его словесные «перлы». Как быть?
а) сказать просто: «Ну, летописец, вставай, пошли к директору!»
б) если это делается в специальном блокноте – отобрать и вызвать в школу родителей;
в) весело спросить: «Когда будешь заканчивать школу, оставишь мне копию на память?»
г) сделать вид, что ничего не заметили, но впредь внимательно следить за своей речью;
д) время от времени намеренно говорить глупости, неизменно спрашивая: «Евдокимов, ты успел записать?»
е) для начала спросить: «Зачем ты это делаешь?»
34.В классе завелась «книжная моль» – интеллектуал-отличник. Одноклассники посмеиваются. Иногда весьма зло демонстрируют свое высокомерное пренебрежение к «трудоголику». Как вести себя учителю?
а) как можно чаще ставить такого ученика в пример другим;
б) пару раз осадить зарвавшегося интеллектуала, чтобы знал свое место и не «высовывался»;
в) не обращать внимания – по мере взросления ребят трудоголики в классе все равно будут прибавляться;
г) морально поддержать такого ученика, давая ему индивидуальные творческие задания, трудные и неординарные, а, значит – престижные. Пусть «пересмешники» задумаются…
35.В классе – мальчик, всецело поглощенный компьютером, или девочка, увлеченная рисованием. От этого страдает успеваемость. Как быть с таким ребенком?
а) посоветовать родителям перевести ребенка в спецшколу, соответствующую его интересам;
б) посоветовать родителям нанять репетиторов по тем предметам, которые ребенок запустил;
в) в личной беседе с ребенком осудить его пристрастие к одному только предмету и убедить в том, что это – признак ограниченности;
г) в личной беседе дать понять ребенку, что его предпочтения – явный признак незаурядных способностей в избранной сфере и эти способности нужно развивать. А для этого изучение других предметов совершенно необходимо, потому что они увеличивают возможности человека в той области, которую он для себя выбрал.
36.В классе – неуспевающий ребенок, у которого известные и очень влиятельные родители. Что делать?
а) стараться сохранять объективность по отношению к ребенку, не делать ему послаблений и без необходимости не обращаться к его родителям;
б) поддерживать постоянный контакт с родителями в целях профилактики неуспеваемости;
в) главное – убедить родителей помочь школе, а уж вы поможете им с нерадивым чадом.
г) потребовать от родителей, чтобы наняли репетиторов – без них чадо не вытянет.
37.Идет урок математики во 2 классе. Все решают задачу. За второй партой сидят два мальчика – Дима и Толя. Вдруг Дима вскакивает и рвет на мелкие кусочки тетрадь своего соседа. После этого он сел и заплакал. Оказалось, что Толя принес в школу красивую тетрадь и похвастался Диме:
– А у тебя такой тетради нет и не будет!
– Мне мама тоже купит такую тетрадь, – ответил Дима.
– У тебя никогда не будет такой тетради, – продолжил свою мысль Толя, – потому что у тебя нет отца.
Как вести себя учителю?
а) учитель наедине разъяснил Толе, как подло он поступил со своим товарищем;
б) Диму не наказал, но дал понять, что надо сдерживать себя;
в) учитель наказал Диму и Толю;
г) учитель наказал Диму.
38.На перемене третьеклассник Женя читал книгу. Прозвенел звонок. Начался урок математики – любимый урок мальчика. Но книга так увлекла Женю, что он не мог оторваться от чтения. Учитель начал проводить устный счет, но ученик продолжал читать. Как поступить учителю?
а) подойти к Жене и тихонько предложить ему: «Женя, положи, пожалуйста, книгу ко мне на стол. Сейчас займемся математикой, а после уроков продолжишь чтение»;
б) положить книгу на свой стол и сказать: «Пусть за книгой зайдут твои родители»;
в) сказать Жене: «Весь класс уже решает самостоятельную работу. Женя, а тебя это не касается?»
г) не обращать внимания, а на следующем уроке вызвать по теме и соответственно оценить ответ.
39.Учительница увидела, что восьмилетний Петя швырнул в своего приятеля камнем. Как отреагировать учителю?
а) учительница: «Я все видела, я возмущена и встревожена. Камни не для того, чтобы бросаться ими в людей. А люди не для того, чтобы делать им больно»;
б) учительница: «Ты ведь мог попасть в товарища. А если бы покалечил? Ты этого хотел? Какой злой!»
в) в личной беседе с ребятами попытаться выяснить причину агрессии Пети и объяснить опасность его действий для жизни приятеля.
40.Во время спортивных занятий один мальчик отказался прыгать в бассейн. «Вода холодная, – хныкал он, – а я неважно себя чувствую». Как отреагировать учителю?
а) учительница: «Нисколько она не холодная, а ты и так уже насквозь промок от слез. Бассейн обогревается, а ты дрожишь от страха. Трясешься как кролик, и ревешь как малютка. Голос у тебя сильный, а вот сам ты – слабак»;
б) учительница: «Ты плохо себя чувствуешь, а вода на вид кажется холодной. Тебе очень не хочется прыгать в бассейн сегодня…» Помолчав немного, спросить: «Что ты предлагаешь?»
в) учительница: «Ты можешь в бассейн не прыгать, но пойми и меня, поставить тебе отличную оценку за четверть я не смогу».
Задание 2. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и ответьте на вопросы к ним
1.Классный руководитель, увидев, что главной причиной неуспеваемости школьников является отсутствие внимания и постоянные разговоры учащихся на уроках, предложил следующее:
– У нас в классе много разговоров и я постоянно вынуждена делать вам замечания. Мне это не нравится. Достаточно часто мне требуется полная тишина, но когда вы разговариваете, я вынуждена повторять все еще раз, возвращаться к уже пройденному материалу. Теперь я знаю, что вам необходимо говорить. Давайте подумаем обо всем, что могло бы помочь удовлетворению вашей потребности поговорить и моей потребности в тишине. Я сама предложу некоторые способы, и вы скажете, что придумали. Я запишу все ваши предложения на доске. Каждое предложение мы запишем без всяких комментариев. Затем мы обсудим все предложения и вычеркнем те, которые не нравятся вам или не нравятся мне.
Учащиеся и учитель предложили следующие варианты решений:
1. Пересадить учеников.
2. Ввести наказания за разговоры.
3. Разрешить разговаривать когда хочется.
4. Выделить на уроке специальное время для разговоров.
5. Каждый ученик должен говорить только тогда, когда остальные молчат.
6. Вообще не разговаривать на уроке.
7. Учить только половину класса, которая сидит ближе к учителю, остальные могут разговаривать.
8. Не разговаривать, но шептать.
9. Ничего не писать на уроке, а только выполнять устные задания.
Вопросы
1. Как вы оцениваете попытку учительницы подойти к решению конфликта? Может ли она, на Ваш взгляд, дать ощутимый результат?
2. Как Вы думаете, какие варианты предложенных решений были приняты учениками и учительницей, а какие – отвергнуты? Какое решение конфликта могли бы предложить Вы?
3. Сопоставьте Ваши ответы с первоисточником: Крупенин, А.Л. Эффективный учитель: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов н/Д, 1995. – С. 413 – 414.
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2.Прочитайте отрывок из книги М.С. Шагинян «Человек и время»
«В старой Англии давным-давно придумали тесты – этакие вопросники, ответить на которые не так-то просто, – как измерители умственной способности детей, поступающих в школы. В Америке для развития «критического мышления» создали даже печатные «вопросники» с проставлением баллов за ответы. Однако пресловутые тесты терпят крушение, потому что подход к «обучению мыслить» в психологии и педагогике старого мира отвлеченный, несколько «фокуснический», – быстрота понимания вопросов и ответы на тесты требуют от детей больше находчивости, сообразительности, ловкости, чем настоящего обдумывания, глубокого мыслительного процесса. Часто бывает, что именно глубокие, стремящиеся думать дети и юноши кажутся, по измерению тестов, дураками – они теряются и молчат. Не находя ответов на хитроумные (и пустые, как правило) вопросы, а дети-ловкачи, дети-выскочки бывают самыми быстрыми на ответы».
Вопросы
1. Согласны ли Вы с такой оценкой тестирования?
2. Оцените тестирование как метод контроля и оценки знаний.
3. В чем состоят его слабые и сильные стороны?
4. С какой целью тестирование используется в современной педагогической практике?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
3.Анна закончила 4 класс. А в 5-й пришла новая учительница. «Она всегда смотрела на меня таким взглядом, будто я совершила преступление, и она про это знает, и я полностью в ее власти. Это меня очень мучило, я не выдерживала, отворачивалась, пряталась. Тогда она цеплялась: «А что это ты задергалась, а? Знать совесть не чиста?» – и вызывала меня к доске. Я начинала заикаться. Она опять так ехидно: «Интересно... Говорят, на других уроках ты не заикаешься... Не выучила и на жалость бьешь?». После этого я совсем не могла говорить. А она добивала меня: «Ну вот, что я говорила! Тебе и крыть нечем! Не выйдет, голубушка! Твои штучки у меня не пройдут!». А однажды даже попрекнула меня матерью: «Твоя мать учительница, а ты как ведешь?». Она так и говорила – не «как себя ведешь», а «как ведешь?». А как я себя вела? Обыкновенно. А тут я не выдержала и даже сама не ожидала, как у меня вырвалось: «При чем тут моя мать?» – «А-а, ты еще мне грубить?! Научись сначала говорить, как следует! Сопли научись вытирать! Хамка! Хулиганка!». Вот я и стала хулиганкой. Ну, не то чтобы на самом деле. Она над тобой издеваться, а ты терпи... Раз я чуть не ударила ее. Это уже было в 8-м классе. У этой учительницы было прозвище «Тирана». Имя у нее было Ирина, но она хотела, чтобы ее называли Ирэна, и сама так и выговаривала «Ирэна». А кто-то окрестил ее «Тираной». И вот уже звонок на урок, а я дежурная была. Говорю: «По коням! Тирана идет!». А она тут как тут. И когда все встали за парты, она раздельно так говорит: «Это кто тут у вас «Тирана»?». А я вдруг и брякнула: «Вы!». Что было! Конечно, пришлось дневник подать. А у меня, как нарочно, туда попал листок с моими стихами. Раскрывает она мой дневник, а там этот листок. И она начала читать вслух. Читает таким издевательским тоном и комментирует. Так комментирует, что я не выдержала. Даже потемнело в глазах. Мне так захотелось прекратить все это, что я вдруг двинулась на нее. До этого стояла, а тут двинулась и прямо к ней. И даже не боюсь ее больше – вот нисколечко! Рванула у нее свой листок, смяла его, а другой рукой схватила свой дневник и замахнулась им на Тирану... Тут слышу – кто-то в классе «Ань! Ты что!» А Тирана отпрянула, глаза белые, и выбежала из класса» (Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя / Н.В. Жутикова. – М., 1988. – С. 32 – 33).
Вопросы
1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения:
а) школьника; б) родителей; в) директора школы; г) школьного психолога.
2. Какую программу психологического сопровождения Вы могли бы предложить?
3. Насколько такие случаи типичны для современной школы?
4. Какие пути выхода из создавшейся ситуации Вы можете предложить? Знание каких разделов педагогической психологии может оказать помощь в этом случае?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
4.Все мы в детстве зачитывались книгой Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий». Прочитайте отрывок из этой книги, в котором раскрываются особенности отношения младшего школьника к оценкам:
«...Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру:
– Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смотрите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках!
И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.