Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий

Подготов­ка уроков проходит успешно и быстро, если учащийся постоянно работает в специально оборудованном месте. Чтобы не нарушить осанку, нужно следить за позой во время занятий. Если голова постоянно низко опущена и наклонена вбок, локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, а позво­ночник искривляется влево, развивается сколиоз—искривление позвоночника.

Держать книгу при чтении нужно так, чтобы от верхних и нижних строк на каждой странице было одинаковое расстояние до глаз. Свет обязательно должен падать с левой стороны; со стола нужно убрать все блестящие предметы. Если поверхность стола матовая, глаза не утомляются и работоспособность сохра­няется долго. Лучше, если абажур скрывает от глаз светящуюся нить накала, а источник света освещает лишь рабочую поверх­ность. Нельзя читать в полутьме, тем более мелкий шрифт. Очень вредно читать лежа, так как при этом особенно быстро утомля­ются мышцы глаз. Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35—40 см. В любом виде транспорта вибра­ция книги утомляет глаза, и зрение ослабевает.Чтобы преду­предить близорукость, нужно через каждые 20—30 мин чтения отдыхать и при этом смотреть вдаль.

При письме ручку следует брать за 4—5 см от кончика пе­ра (шарика). Допустимая продолжительность непрерывного письма в возрасте 7—10 лет 10 мин, в 10—12 лет— 15 мин, в 12—15 лет—20 мин, в 15—18 лет—25—30 мин. При чтении и заучивании наизусть поза может быть более свободной, чем при письме, но вредно сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись.

Не­подвижное или почти неподвижное положение за столом во вре­мя приготовления уроков ведет к ухудшению снабжения крови и головного мозга кислородом, так как позвоночник при работе со­гнут вперед и влево. При этом ограничивается подвижность ре­бер, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие, особен­но левое, сдавливаются, создаются затруднения для работы серд­ца. Длительная однообразная работа постепенно вызывает тор­можение нервной системы (сонливость и ухудшение внимания). Длительное напряженное всматривание утомляет глаза и снижает работоспособность. Через каждые 40—45 мин устраиваются не­большие перерывы, необходимые для повышения работоспособ­ности, во время которых можно выполнить несколько физических упражнений: наклоны туловища, размахивание руками, их под­нимание и опускание, разведение в стороны, повороты голо­вы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими, приседания и т. п. Полезно немного потанцевать и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.

Физические упражнения во время перерыва между занятиями играют роль переключения и восстанавливают работоспособ­ность. Нервные импульсы от работающих мышц поступают в центральную нервную систему и активно снимают утомление. Кроме того, физические упражнения стимулируют деятельность сердца и легких и способствуют снабжению мозга кислородом. Проветривание помещения усиливает обмен воздуха, содержаще­го повышенное количество углекислого газа, на более свежий воздух с улицы. Широко открытые окна или двери балкона в те­чение \—2 мин лучше проветривают и меньше охлаждают по­мещение, чем чуть открытое окно или фрамуга в течение более длительного времени.

После возвращения из школы нельзя сразу готовить уроки. После обеда надо погу­лять на свежем воздухе 2—2,5 ч. Работоспособность после про­гулки возрастает, приготовление уроков будет более успешным. Отдыхать можно активно и пассивно. Активный и осмысленный отдых приносит больше пользы. Отдыхая, полезно менять харак­тер деятельности. После приготовления уроков не следует сразу читать, смотреть телевизор, слушать радио. Полезно погулять, поиграть на свежем воздухе. После уроков глаза должны отды­хать 40—50 мин. Напряженный физический труд хорошо сменить спокойным чтением, можно послушать музыку, полежать на ди­ване несколько минут, расслабиться, но пассивный отдых не­полноценен. Поэтому нельзя считать хорошим отдыхом пассивное лежание на пляже и загорание на солнце как самоцель (в обиходе синоним слова «загорать»— бесполезное времяпрепровож­дение). Хорошим видом отдыха может быть помощь родителям в домашних делах.

Дети и подростки охотно бывают на свежем воздухе. Учащие­ся старших классов гуляют мало. В старших классах дольше продолжаются занятия в школе, больше задают на дом. Но де­ло не только в этом. Учащиеся младших и средних классов охот­но проводят время на улице, поддаваясь непосредственному по­буждению быть на свежем воздухе, активно двигаться. У старше­классников уровень развития выше, и они начинают рассуждать: а зачем мне идти на улицу, что я там буду делать? Сама по себе осмысленность действий — признак зрелости человека. Но нужно понимать, что вредная привычка не гулять разрушает здоровье.

Непосредственно перед сном не стоит читать, смотреть теле­визор, активно физически работать, так как все это возбуждает нервную систему, нарушает сон, снижает его глубину.

Следует начинать приготовление уроков с письменных за­даний, особенно с тех, которые не очень трудны, так как необ­ходимо постепенно войти в работу. Но самое трудное не стоит оставлять под конец; нарастающее в ходе выполнения уроков утомление мешает сосредоточиться и успешно работать. Выпол­няя устные задания, выделяют в тексте главные положения (обычно их немного—всего 3—4) и твердо заучивают их. После этого внимательно читают текст еще раз: при этом без допол­нительного усилия второстепенные, но тоже необходимые сведе­ния (уточняющие, поясняющие, раскрывающие главные положе­ния) запоминаются легко. Полезно главные положения запом­нить в их последовательности под номерами (первое—то-то, второе—то-то, третье—то-то), благодаря этому ориентиром для памяти будет не только смысл положения, но и его номер в вы­деленной последовательности. При заучивании не нужно все вре­мя сидеть за столом. После чтения текста можно ходить по ком­нате, повторяя его и уточняя иногда в учебнике. Заучивание при этом облегчается, так как размеренная ходьба стимулирует про­цесс мышления.

Заучивать наизусть лучше с вечера, а утром необходимо по­вторить выученный текст. Вечером текст запоминается труднее, но более прочно. Утром все запоминается легче, но не так проч­но, как с вечера. Наилучшие результаты дает сочетание вечер­него заучивания и утреннего повторения.

Длительная непрерывная работа утомляет, работоспособность падает, кратковременный отдых позволяет ее восстановить без потери рабочего настроя. Более длительный отдых сбивает ра­бочий настрой.

Во время занятий не следует слушать радио, смотреть теле­визор, одновременно с приготовлением уроков что-нибудь есть.

Но во время перерыва полезно выполнить несколько домашних дел: постирать мелкие предметы (носки, носовые платки), под­мести пол и т. д.

Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий - student2.ru Вопросы и задания

Наши рекомендации