Методические указания по выполнению домашних заданий

по «Теории и практики массовой информации»

к разделу «Основы журналистики»

Рабочей программой предусмотрены следующие виды работ:

1. Написание информационной заметки, отчета.

2. Написание рецензии.

3.Подготовка информационных заметок для деловой, массовой, спортивной прессы, для журнала, для информационного агентства, для столичного и регионального издания.

Домашнее задание № 1. Написание журналистских текстов: информационной заметки, отчета.

Цель работы: отработать на практике структуру и способ изложения информации в жанрах информационной заметки и отчета.

Задания:

1-й вариант. Подготовить информационную заметку и отчет на тему: посвящение в студенты в ОмГТУ.

2-й вариант. Подготовить информационную заметку и отчет на тему: заседание Ученого Совета ФГО.

3-й вариант. Подготовить информационную заметку и отчет на тему: конкурсы студенческих научных работ, в которых участвовали студенты специальности «связи с общественностью».

4-й вариант. Подготовить информационную заметку и отчет на свободную тему, взяв за основу любое событие, происходившее в ОмГТУ.

Рекомендации по выполнению:

Выполнение этого задания требует знания специфики подготовки текстов разных журналистских жанров. Поэтому прежде чем приступить к выполнению этого задания необходимо изучить лекции и соответствующие разделы учебного пособия Тертычного А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. и познакомиться с текстами печатных изданий, выделив среди них заметку и отчет. При написании текстов учитывать рекомендации лекций и учебного пособия.

Последовательность выполнения задания

Й вариант

1. Узнать дату, время, место проведения мероприятия.

2. Посетить посвящение в студенты.

3. Наблюдая за проведением мероприятия, обратить особое внимание на ведущих, выступающих (зафиксировать наиболее интересные и важные моменты их выступлений), наиболее интересные моменты конкурсной и концертной программы праздника.

4. Побеседовать с организаторами посвящения в студенты, выяснить цель проведения данного мероприятия, что по их мнению оказалось удачным в прошедшем выступлении, а что – не очень, в чем особенность нынешнего посвящения в студенты по сравнению с прошлогодним и т.п. вопросы, позволяющие выявить уникальность мероприятия.

5. Выделить основную идею прошедшего посвящения в студенты, сформулировать ее.

6. Подготовить текст информационной заметки по стандартной схеме:

· заголовок;

· лид;

· ответы на вопросы: что? где? когда?;

· подробности;

· комментарии;

· выводы.

7. Основная идея текста должна угадываться при беглом взгляде на заголовок и лид.

8. Трансформировать текст информационной заметки в отчет, расширив повествовательную часть, более подробно рассказав о ходе мероприятия, используя безличную форму подачи материала.

Й вариант

1. Узнать дату, время, место проведения, повестку дня очередного заседания Ученого Совета ФГО.

2. После проведения заседания побеседовать с его участниками, деканом ФГО, расспросить о ходе проведения совета, о решениях, которые приняты, и т.п. вопросы, позволяющие выявить уникальность мероприятия.

5. Выделить основную идею заседания Ученого Совета факультета, сформулировать ее.

6. Подготовить текст информационной заметки по стандартной схеме:

· заголовок;

· лид;

· ответы на вопросы: что? где? когда?;

· подробности;

· комментарии;

· выводы.

7. Основная идея текста должна угадываться при беглом взгляде на заголовок и лид.

8. Трансформировать текст информационной заметки в отчет, расширив повествовательную часть, более подробно рассказав о ходе мероприятия, используя безличную форму подачи материала.

Й вариант

1. Расспросить преподавателей кафедры «Философии и социальных коммуникаций» о недавнем конкурсе студенческих научных работ, в которых участвовали студенты специальности «связи с общественностью».

2. В ходе разговора выяснить сроки проведения конкурса, условия участия в нем, степень его престижности, количество конкурсантов, призовые места и подобные вопросы, позволяющие выявить уникальность мероприятия.

5. Выделить основную идею будущего текста, основываясь на уникальности события, сформулировать ее.

6. Подготовить текст информационной заметки по стандартной схеме:

· заголовок;

· лид;

· ответы на вопросы: что? где? когда?;

· подробности;

· комментарии;

· выводы.

7. Основная идея текста должна угадываться при беглом взгляде на заголовок и лид.

8. Трансформировать текст информационной заметки в отчет, расширив повествовательную часть, более подробно рассказав о ходе мероприятия (например, подведении итогов конкурса, церемонии награждения участников), используя безличную форму подачи материала.

Й вариант

Пользоваться рекомендациями по выполнению домашнего задания варианты 1 – 3 применительно к выбранной теме.

Требования к оформлению и содержанию отчетных материалов:

Отчетные материалы должны быть оформлены в виде двух готовых текстов на одну тему с заголовком и подписью автора.

Рекомендуемый график выполнения:

Можно приступать к выполнению заданий после изучения соответствующей темы «Информационные жанры журналистики». На выполнение задания отводится одна неделя.

Список рекомендуемой литературы

1. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., МГУ, 2001.

2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для вузов. М: Аспект-пресс, 2000.

3. Гаранина Н.С. Работа редактора над фактическим материалом: Метод указ. для студентов фак-тов и отд. журналистики гос. ун - тов. М., МГУ,1990.

Домашнее задание № 2. Рецензия

Цель работы: отработать на практике структуру и способ изложения информации в аналитическом жанре рецензии.

Задание:

Подготовить рецензию на художественный фильм, книгу, выставку и т.п., ставшие заметным событием в жизни г. Омска.

Рекомендации по выполнению:

Выполнение этого задания требует знания специфики подготовки текстов разных журналистских жанров. Поэтому прежде чем приступить к выполнению этого задания необходимо изучить лекции и соответствующие разделы учебного пособия (Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002) и познакомиться с текстами печатных изданий, выделив среди них рецензию. Обратить особое внимание на отличие текстов журналистской и литературоведческой рецензии. При написании текстов учитывать рекомендации лекций и учебного пособия.

Наши рекомендации