Понятие функции конфликта. Явные и скрытые функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта
В общественных науках функция (от лат fundiу - осуществление, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы высшего уровня.
Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта
Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, явная функция конфликта - это победа бастующих в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту мету.
Скрытые (латентные) функции конфликта - такие, когда его последствия проявляются лишь со временем и могут выражаться также в том, что результаты вообще оказываются неожиданными и не соответствуют целям участника конфликта.
Таким образом, и явные, и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта как положительная или отрицательная всегда носит конкретный характер. Со стороны одного субъекта конфликта он может рассматриваться как положительный, со стороны другого - как отрицательный Иными словами, существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликту.
Итак, можно, пожалуй, сказать, что социальный конфликт имеет функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы, но не все, что идет на пользу развитию широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементе.
Впрочем, несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, по смыслу, значением и ролью их можно разделить на две группы:
1) конструктивные (положительные) функции конфликта;
2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта
Конструктивные функции конфликта выражаются в таких последствиях
1) Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречия и проблему обществе, организации, группе. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
2) Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.
3) Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает разрядить обстановку и снять напряжение.
4) Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию Перед внешней угрозой группа использует все свои ресурсы для объединения Кроме того, сама задача решения возникших проблем, объединяет людей, производятся взаимопонимания и ощущение причастности к решению общей задачи.
5) Разрешение конфликта ведет к стабилизации социальной системы, ведь при этом ликвидируются источники недовольства. Стороны конфликта в будущем будут больше расположены к сотрудничеству. Кроме этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
6) Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения задач, стоящих перед субъектами. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа проблемных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии.
7) Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп и, тем самым, может предостеречь от дальнейших более разрушительных конфликтов
8) Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы
Конструктивные функции конфликта на личностном уровне:
1) Конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в тяжелых, критических ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей
2) Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности Он может помочь правильно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные черты характера личности.
3) Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувство неполноценности, покорности и т.д.
4) Конфликт является важным фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не держит никогда вне конфликта.
5) Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются, и тогда лицо или принимается членами группы, либо, наоборот, отвергается ими.
6) Конфликт может помочь снять психическое напряжение в группе, снять стресс из его участников, если решается положительно. В случае отрицательного решения конфликта напряжение может даже усилиться
Деструктивные функции конфликта проявляются на разных уровнях социальной системы и выражаются в таких последствиях:
1) Конфликт (военный) связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери Помимо военных тех сторон, участвующих в военном к конфликте, от него могут пострадать и мирного населения.
2) Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации
3) Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызывать и кризис общественного развития, возникновение диктатор РСК и тоталитарных режимов.
4) Конфликт может сопровождаться нарастанием настроений пессимизма в обществе.
5) Конфликт может повлечь новые, более деструктивные конфликты.
6) Конфликт в организациях часто приводит к снижению дисциплины и эффективности деятельности.
Деструктивные функции конфликта на личностном уровне проявляются в таких последствиях:
1) конфликт может осуществить негативное социально-психологическое воздействие на людей: привести к стрессу, могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как ощущение подавленности, пессимизма и тревоги.
2) Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение ценностных ориентаций и образцов поведения. В худшем случае это может иметь более серьезные последствия - девиантную (с отклонением от нормы) поведение и, как крайний случай, вызвать суицид (самоубийство).
3) Конфликт может вызвать негативную оценку человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарование в своих коллегах и недавних друзьях
4) Как реакцию на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие как:
- отступление - молчание, отсутствие захвата, обособление индивида в группе;
- информация, пугает - критиканство, ругательства, демонстрация преимущества перед другими членами группы;
- жесткий формализм - формальная вежливость, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
- превращение дела в шутку;
- разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
- постоянный поиск виноватых, самоистязание или обвинения во всех бедах других членов коллектива
Это основные дисфункциональные последствия конфликта (так же, как и функциональные последствия) взаимосвязаны и имеют конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Динамика конфликта
Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий.
В ней можно выделить ряд периодов и этапов.
1. Предконфликт (латентный период). Он включает следующие этапы:
♦ возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;
♦ осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;
♦ попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции;
♦ возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.
2. Собственно конфликт (открытый период), который включает в себя этапы:
♦ инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;
♦ эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
♦ сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
♦ завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
3. Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:
♦ частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;
♦ полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Здесь конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процессинтеграции.