Конструктивные и деструктивные функции конфликта

Конфликт-столкновение интересов различных соц.общностей.

Ф-ии к-та - роль, кот. они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или соц. групп.

Глав. ф-ия к-та – выявление проблем и противоречий в жизнедея-ти соц. субъекта, опред-ой психолог-ой системы (чел., группы, организации, общ.), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного соц. субъекта (психологич. системы).

Двойственность ф-ий лежит в определении позитив. и негатив.хар-ре:

Позитив.: к-т не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменению и развитию; играет информац-ую и связующую роль, т.к. в ходе к-та его участники лучше узнают друг друга; способствует структурированию соц. групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников; стимулирует активность людей и развитие личности; развязывание к-та снимает напряженность и дает ей выход.

Негатив.: ухудшение соц. климата, сниж. производит-ти труда, увольнение части работников в целях разрешения к-та; неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; уменьш. сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе к-та и после него; материал. и эмоц-ые затраты на разрешение к-та.

Билет № 9

Вклад Т. Мальтуса в конфликтологию.

Английский мыслитель Томас Мальтус попытался сформулировать некий "естественный закон", согласно которому численность населения растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической

Томас Мальтус причины бедственного положения трудящихся обнаруживал не в исторических последствиях промышленного переворота и политике обезземеливания крестьянства, а в «легкомысленной привычке» населения «неразумно» размножаться. Естественно, что такой взгляд на процессы общественного развития делал борьбу людей за средства существования самоочевидным и неизбежным явлением, а всевозможные конфликты с точки зрения этой теории стали постоянным фактором общественного развития. Борьба за существование. Обосновал тезисы о борьбе за существование и выживание сильнейшего в качестве определяющего фактора социальной жизни.

 

По Мальтусу, рост потребления ресурсов в условиях их ограниченности возможен только при сокращении численности потребителей. Последнее обстоятельство неизбежно вызывает вооруженные конфликты, является основной причиной истребительных войн, которые и являются механизмом поддержания равновесия. Неконтролируемый рост населения неминуемо приведет к голоду.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. Учение, очень модное в наши дни. Во избежание неудобств и бедствий являющихся спутниками излишне быстрого прироста населения, неомальтузианство рекомендует воздержание, резко осуждает ранние браки среди лиц, принадлежащих к среднему и бедному классам общества, оправдывает искусственное предупреждение деторождения.В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке.

Мальтус предлагал, как единственное средство для ограничения деторождения, половое воздержание, которое настоятельно рекомендовал с этой целью бедным слоям населения. Если Мальтус предлагал, как единственное средство для ограничения деторождения, половое воздержание, которое настоятельно рекомендовал с этой целью бедным слоям населения; но уже вскоре сторонники его учения стали рекомендовать применение «безвредных средств» (контрацепция) для предупреждения зачатия.

Ценностный конфликт.

• Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, т.е. - возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям.

• Однако терпимость не есть доминирующий способ взаимоотношений между ценностными установками.

• Системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт.

• Различия между «своими и чужими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.

Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

• Ценности (всё то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей) или нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности) часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться.

• Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, достойное признания и уважения со стороны других субъектов.

• Конфликты на почве ценностей, в отличие от конфликтов на почве ресурсов, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

Билет № 10

Наши рекомендации