Экстремально-психологическая подготовка сотрудников ОМОН и СОБР
Общими психологическими задачами обучения сотрудников специальных подразделений являются: совершенствование психологической подготовленности и мастерства, умений и навыков, связанных с использованием оружия, специальных средств, боевой техники; повышение уровня личной безопасности при проведении служебных и боевых операций. Имеются и специальные задачи, определяемые приоритетными направлениями в деятельности ОМОН и СОБР. Так, для подразделений ОМОН необходима специальная подготовка к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений на улицах, транспорте и других общественных местах, в том числе в условиях осложнения оперативной обстановки, при чрезвычайных событиях и в условиях чрезвычайного положения. Для СОБР специальными направлениями подготовки являются: силовая поддержка оперативных и следственных мероприятий по делам особой важности, освобождение заложников, пресечение терроризма и деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения.
Решение общих психологических задач в экстремально-психологической подготовке достигается использованием комплексного психологического подхода, что повышает качество обучения по всем изучаемым направлениям.. При этом применяются психолого-педагогические принципы: «нарастающего погружения» (постепенного усложнения поставленных в процессе обучения задач), «неразрывности процесса обучения» (каждое последующее теоретическое или практическое занятие является продолжением предыдущего), «востребованности учебного материала» проходящими подготовку сотрудниками (наглядная демонстрация необходимости изучаемого материала - показ видеофильмов о ведении боевых действий, групповое обсуждение практических аспектов изученного материала, с разбором возможных ошибок и неудач, привлечение к проводимым занятиям в качестве консультантов ветеранов, имеющих опыт боевых действий), «приближенности обучения к реальным действиям» (подъем по сигналу «боевая тревога», проведение ночных стрельб, комплексных тактических учений с отработкой возможных критических ситуаций, приближенных к реальным), «обкатки команды» (формирование сплоченности в процессе проведения групповых занятий, с учетом структуры и динамики группы, повышение авторитета командира). В процессе практических занятий используются аудиозаписи: вой сирен и свист падающих снарядов, грохот взрывов, крики. При проведении занятий по тактической и огневой подготовке в ночное время, помимо звукового сопровождения используются световые проблески маячков, стрельба холостыми патронами, подрыв взрывпакетов. Применение принципов в единстве способствует преодолению временных ограничений, отведенных на занятия по экстремальной подготовке, стимулирует потребность в общении, обмене практическим опытом и изученным материалом между сотрудниками в свободное от обучения время.
Специальные психологические задачи экстремально-психологической подготовки решаются в ходе проведения профессионально-психологической, специальной, тактической и тактико-специальной подготовки. Сотрудники ОМОН изучают вопросы по: способам и методам общения с гражданами во время обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, при стихийных митингах, волнениях и погромах, психологические особенности криминальной толпы и способы воздействия на нее. Психологические приемы предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан, отработке психологической устойчивости при задержании правонарушителей. При обучении сотрудников СОБР разбираются вопросы связанные с переговорной деятельностью в ситуации захвата заложников и проведением специальных операций по их освобождению. Отрабатываются: вопросы вербального и невербального (мимика, жесты, позы) взаимодействия оперуполномоченных при сопровождении силовых мероприятий в составе оперативно-боевых групп (разведки, захвата, прикрытия, блокирования), психологические приемы наружного наблюдения и личного сыска. Изучаются методы установления психологических контактов с источниками оперативной информации; формы, методы легендирования и прикрытия при кратковременном внедрении оперуполномоченных в преступные формирования на стадии реализации оперативных материалов, с целью выявления и задержания наиболее опасных членов вооруженных организованных преступных групп и террористов.
Литература
Дворяк И.А., Арсеньева А.Б., Крылова В.А., Лопатина И.В., Шилкина В.С., Юдина С.Н. Основы функционирования, цели и задачи специальных подразделений МВД России. - М., 1997; Селиверстов С.А. Использование СПБР в борьбе с организованной преступностью. – М., 1994.