Тема 1. Специальная детская психология как наука
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Часть 1
Учебно-методическое пособие
Ярославль
2011
УДК 371 ББК 884я73 | Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского |
Рецензент: Рыжова Наталья Владимировна, к.пс.н., старший преподаватель кафедры логопедии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Специальная детская психология. Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология» Часть 1 [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов /Вачеян Л.А., Воронина С.Н. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – с.
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов. Раскрывает содержание дисциплины «Специальная детская психология» в разделах «Введение в специальность» и «Олигофренопсихология».
УДК 371
ББК 884я73
Авторы-составители:
Вачеян Лариса Александровна, к.пс.н., старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики.
Воронина Светлана Николаевна, к.пс.н., старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики.
© ГОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2011
© Коллектив составителей, 2011
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….….4
Раздел I. Введение в специальную детскую психологию………………………………5
Тема 1. Специальная детская психология как наука……………………………………..…5
Учебные вопросы…………………………………………….……………...…………………………….5
Рекомендуемая литература………………………………..…………………………………………5
Содержание раздела дисциплины…………………………………….……………………………..5
Содержание самостоятельной работы студентов…………………….……………………..14
Тема 2. Атипичное психическое развитие…………………………………………………15
Учебные вопросы………………………………………………………...………………………….….15
Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………15
Содержание раздела дисциплины……………………………………………………………………15
Содержание самостоятельной работы студентов……………………….………….………20
Раздел II. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития…………………………………………………………………………………..….…..21
Тема 1. Теоретические основы олигофренопсихологии…………………………….……21
Учебные вопросы…………………………………………………………………...…………….…….21
Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………21
Содержание раздела дисциплины…………………….……………………………………………22
Тема 2. Психология дошкольников с нарушениями интеллектуального развития…….27
Учебные вопросы……………………………………………………………………………………….27
Рекомендуемая литература………………………………………………………….………………27
Содержание раздела дисциплины…………………….………….…………………………………28
Тема 3. Психолого-педагогическая диагностика и психокоррекция умственного развития детей……………………………………………………………………..………………………..37
Учебные вопросы…………………………………………………….……………...………………….37
Рекомендуемая литература………………………………………………….………………………37
Содержание раздела дисциплины…………………….………….…………………………………38
Методические рекомендации к проведению практических занятий……..………………39
Содержание самостоятельной работы студентов…………………….…….………………39
Примерная тематика рефератов и докладов……………………………………..……………40
Пояснительная записка
Специальная детская психология – область психологической науки, изучающая детей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания детей, имеющих аномалии развития.
Цель изучения дисциплины - формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их ознакомления с теоретическими и прикладными аспектами специальной детской психологии.
Задачи:
1. Овладение теоретическими знаниями по различным разделам специальной детской психологии;
2. изучение прикладных аспектов психологической диагностики отклонений в психофизическом развитии детей с различными видами дизонтогенеза;
3. освоение основных методов и приёмов психологической коррекции отклонений в развитии у детей с различными видами нарушений.
В настоящее время наблюдается неблагоприятные тенденции роста числа детей с различными недостатками в развитии, с одной стороны, и недостаточная подготовленность в области коррекционной педагогики и специальной психологии педагогов специальных и массовых образовательных учреждений, - с другой.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с государственными требованиями к уровню знаний по специальной психологии, предъявляемыми к специалистам в области коррекционной педагогики и специальной психологии по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" (код 032000). Квалификация выпускника - педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Наряду с методическими вопросами специальной психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации людей с недостатками в развитии, основной акцент в данном методическом пособии делается на формировании практических навыков изучения и психологической коррекции людей с различными видами психического дизонтогенеза.
При изучении «Специальной детской психологии» предусматривается проведение различных видов занятий, форм лекций, разнообразной самостоятельной работы, малых научных исследований. Закрепление основных понятий, формирование навыков проводится на педагогической практике по специальной детской психологии, на практических занятиях.
Постоянная актуализация знаний в поли- и междисциплинарных областях, системный и интегрированный подход в преподавании «Специальной детской психологии» позволит подготовить специалистов для работы в образовательных, социально-реабилитационных и медицинских учреждениях.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студенты, освоившие дисциплину должны овладеть:
- знаниями по всем разделам дисциплины;
- умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- навыками дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- умением формулировать психолого-педагогическое заключение;
- навыками консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, воспитания;
- умениями и навыками разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные программы;
- навыками психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
Видами профессиональной деятельности, которыми овладевают студенты, являются:
Социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психодиагностическая, психопрофилактическая, просветительская.
Тема 1. Специальная детская психология как наука
Учебные вопросы
1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
2. Методология специальной детской психологии
3. История развития специальной психологии
Список рекомендуемой литературы
1. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995
2. Басова А.Г., Егорова С.Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология . М., 2002
4. Выготская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М., 1996
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности // Исследование мышления в советской психологии. М., 1965.
6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
7. Домицкевич С.А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1993.
8. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М., 1974.
9. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования в медико-психолого-педагогических комиссиях. Киев, 1988.
10. Кабанов М.М. Методы психогической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1980.
11. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2002.
12. Коннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.
13. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.,1990.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
15. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
16. ЛЛойз де Моз. Психоистория. Ростов - на – Дону, 2000.
17. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. №6. 1996.
18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000
19. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 1998.
21. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб., 1998.
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.
23. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
24. Феоктисова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики. Л., 1973
Содержание раздела дисциплины