Основные подходы к пониманию структуры психики человека

Исторические аспекты исследования личности. Сущность понятия «структура». Структурный подход к личности. Эндопсихика и экзопсихика А.Ф. Лазурского. Структура психического мира человека и структура личности. Западная традиция трактовки структуры личности. С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев о личности. Структура личности по А.В.Петровскому. Интраиндивидная и интериндивидная подсистема. А.Г. Ковалев о структуре личности. Особенности структуры личности по К.К. Платонову. В.Н. Мясищев.
Принципы построения структуры личности в концепции Б.Г. Ананьева. В.С. Мерлин о симптомо-комплексе личности. А.Г. Асмолов о конституционально-антропометрической, "факторной”, "блочной”, мотивационно динамической, поведенческо интеракционистской структуре личности. Структуры личности по степени сложности. Системный подход к пониманию структуры личности

6.Психические познавательные процессы: сущность и значение

Сущность словосочетания «психические познавательные процессы». Состав психических познавательных процессов. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Взаимодействие и взаимовлияние сенсоров. Психические процессы с точки зрения информационного процесса и управления. Кибернетика и психология. Управляющие системы, субъекты и объекты управления. Саморегуляция организма и технический прогресс. Замена отдельных сенсоров человека техническими устройствами и познавательный процесс.
Современные представления о расширении познавательных возможностей человека. Совершенствования сигнальных и сенсорных систем человека. Теория сигналов и возможности психических процессов. Контуры управления и структурные элементы. Особенности современных источников и носителей информации. Носители информации и психика. Изоморфизм и его шкала уровней.
Нервные процессы и психические образы. Природа нервного импульса и передача информации. Кодирование и декодирование информации. Характеристика формирования образа себя, окружающих и действий. Функции сенсорно-перцептивной системы. Дефекты и нарушения познавательной активности

7.Ощущение и восприятие: сущность и свойства

Общее понятие об ощущении. Ощущение как отражение отдельных свойств предметов. Понятие об анализаторах. Виды ощущений. Классификация ощущений. А. Р. Лурия и В.М. Теплов об ощущениях. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Модальность ощущений.
Основные свойства и характеристики ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и дифференцировка. Пороги ощущений. Закон Бугера—Вебера. Суть закона Вебера—Фехнера. Закон Стивенса. Ю.М. Забродин об ощущениях. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии. Характеристика отдельных видов ощущений.
Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основы и механизмы восприятия. Основные свойства и виды восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Иллюзии. Развитие восприятия.
Классификации восприятия: по модальности; по форме существования материи. Восприятие пространства, времени и движения. Типы восприятия: синтетический и аналитический; описательный и объяснительный; объективный и субъективный. Предмет и фон в восприятии. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Индивидуальные различия восприятия. Константность и контрастность предметов. Механизмы бинокулярного зрения. Опыты Э. Маха. Фнфеномен М. Вертгеймера. Теории восприятия в гештальтпсихологии

8.Психологическая сущность внимания и его свойства

Понятие о внимании. Характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочный рефлекс, его отличие от внимания. Классификация теорий внимания. Концепция
Н. Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция П. Я. Гальперина
Основные виды внимания. Непроизвольное внимание. Особенности произвольного внимания. После-произвольное внимание. Основные свойства внимания. Устойчивость внимания и метод корректурной пробы. Характеристика концентрации и распределения внимания. Приемы изучения распределения внимания. Диагностика переключаемости и объема внимания. Рассеянность и отвлекаемость. Мнимая и подлинная рассеянность.
Развитие внимания и дефекты внимания. Психологическая помощь по устранению недостатков в развитии внимания. Работа педагога-психолога школы в классах КРО

9.Представление и воображение: содержание и значение

Представления и его основные характеристики. Типы представлений: памяти и воображения, общие и частные. Механизмы возникновения. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные. Классификации представлений по содержанию и но степени обобщенности.
Индивидуальные особенности представления и его развитие. Этапы формирования представления. Эффективные условия развития. Представления и персеверирующие образы.
Общая характеристика воображения. Воображение и представление. Роль воображения в профессиональной деятельности.
Виды воображения. Классификация воображения: произвольное и непроизвольное; воссоздающее и творческое. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация, схематизация и акцентировка.
Индивидуальные особенности воображения. Характеристика степени развития воображения. Типы воображения. Этапы развития воображения. Значение воображения для творчества. Концепция Т. Рибо,
Г. Уоллеса и Г.С. Альтшуллера

10.Современные представления о функционировании памяти

Общая характеристика памяти. Механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Понятие об ассоциациях. Исследование закономерностей проявления ассоциаций. Кривая
Г. Эббингауза. «Эффект края» и закон забывания. Изучение памяти в гештальтпсихологии, бихевиоризме и психоанализе. Смысловая теория
А. Бине и К. Бюлера. Формирование высших форм памяти по П. Жане. Л. С. Выготский о пямяти.
Виды памяти. Классификация отдельных видов памяти. Двигательная и эмоциональная память. Образная и словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Механизмы памяти. Роль и место заучивания. Сущность мнемической деятельности. Осмысление материала и память. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Сохранение информации. Воспроизведение информации как процесс. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Формы забывания. Закон забывания Эббингауза. Явление реминисценции. А.А. Смирнов о явлении ретроактивного торможения. Сущность ретроградной амнезии.
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Типы памяти: зрительная, слуховая и двигательная. Смешанные типы памяти. Память и воспитание. Дефекты и нарушения памяти. Амнезия. Закон Рибо

11.Речь и мышление: сущность и особенности изучения

Речь и язык: сущность и отличие. Состав языка. Понятия и термины. Смысл слова. Речь и общение. Экспрессивные проявления речи. Развитие речи в фило и онтогенезе. Особенности речевых функций практического психолога. Речь и диагностика клиента. Значение письменной речи в деятельности психолога.
Виды речи. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Развитие речи в онтогенезе. Этапы формирования речи. Дефекты речевого развития. Проблемы взаимоотношения мышления и речи
Основные характеристики мышления. Виды мышления. Процесс выражения мысли словами. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Типы мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, абстрактно-логическое.
Формы мышления. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Осознание и понимание. Суждение, умозаключение как высшая форма мышления. Умозаключение по аналогии. Ошибки умозаключения. Мудрость.
Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Ошибки сравнения. Анализ и синтез. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация. Суть индукции и дедукции. Особенности обобщения и классификации

Наши рекомендации