Классификации методов исследования
Исследовательские методы — это способы особым образом организованной деятельности, направленной на получение объективно нового знания об особенностях, закономерностях и механизмах психики.
Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний: фактов, оценок, показателей, признаков, значимых для оказания психологической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессионального развития, — назовем прикладными, прагматическими методами.
Методы исследования психологии профессионального образования основываются главным образом на двух методологических принципах:
• субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания;
• объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психических явлений.
Существуют две формы использования методов исследования:
• лонгитюдное, или продольное, исследование; ,-
• проведение поперечных срезов.
Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам.
Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. При проведении срезовых исследований широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты.
Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, установить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познавательных способностей, определить психологические особенности возрастных и профессионально обусловленных кризисов и др. Для лонгитюда характерно использование методов самонаблюдения, психобиографии, панельного исследования1.
Методы исследования, используемые в психологии профессионального образования, имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Близость психологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов. Использование методов в конкретном исследовании приводит к созданию исследовательских методик. Методики существуют только в логике конкретного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом.
Систематизация методов исследования психологии профессионального образования, определение области их применения вызывают необходимость рассмотрения их классификации.
В психологии нет единой общепризнанной классификации методов исследования. Чаще всего описываются отдельные методы или перечни рекомендуемых методов при решении конкретных проблем психологии.
Анализируя систему методов психологии, предложенную С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьев предложил свою рабочую классификацию методов исследования.
1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б. Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т. д.
2. Ко второй группе методов Б. Г. Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрия, профессиография, оценка работы и т. д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т. д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).
3. Третью группу методов, по классификации Б.Г.Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).
4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психогра-фия, составление психологических профилей, классификация)1.
Принципиально иной подход к методам психологии используется в учебном пособии «Введение в психологию». Не претендуя на классификацию методов, один из авторов — Л. А. Карпенко — выделяет следующие группы методов психологии:
1) субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция);
2) объективные методы. К ним отнесены разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, экспериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент); экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа; тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектно-сти)2.
Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии методы. При их характеристике указываются ученые, которые впервые применили эти методы. Обращается внимание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не предлагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А ведь для учебного пособия это важно.
Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные3. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психологии.
В атласе по психологии, изданном в Германии1, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно, выделяют следующие три группы методов:
1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;
2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия2 и коакцион3;
3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.
Отсутствие строгой научной классификации объясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психологии.
А. Б. Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый4. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (яв ление, процесс, механизм и т. п.). В соответствии с исследовательскими задачами А. Б. Орлов предлагает четыре класса методов: неэкспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие.
Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля1.
На наш взгляд, этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одной из которых является психология профессий.
Какие же исследовательские задачи стоят перед психологией профессионального образования?
Первая — описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образования, психологических особенностей и закономерностей профессионального обучения и воспитания. Для исследования этого процесса оправдано применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, изучение продуктов деятельности и др. Эти методы могут, быть отнесены к неэкспериментальным.
Вторая задача — измерение психологически значимых показателей, признаков учебно-профессиональной деятельности и обучаемых. Решению этой исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники мотивации, учебно-профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессионально-образовательных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.
Третья исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального образования. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты.
Четвертая задача — формирование и отслеживание динамики развития психологических новообразований (психофизиологических, познавательных и профессиональных свойств, качеств личности) в процес-, се обучения и воспитания. Эта задача решается с помощью генетических методов: формирующего экспе-' римента и мониторинговых исследований.
Особая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл. 4).
Неэкспериментальные методы
Лонгитюдный метод — многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности в ходе профессионального образования.
Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20—30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей психического развития.
Проведение лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психогра-фии, праксиметрии и др.
Таблица 4