Тест эмоционального интеллекта Холла

Описание методики

Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Теоретические основы

Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т.д.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 30 пунктов, ответы на которые формируются по 6-балльной шкале Ликкерта.

Пункты формируют 5 шкал, каждая из которых содержит 6 пунктов, пункты шкал не пересекаются:

1. Эмоциональная осведомленность

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями)

4. Эмпатия

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Интерпретация

Для получения результата по шкале необходимо сложить результаты по всем пунктам с учётом знака ответа:

· Полностью не согласен (–3 балла).

· В основном не согласен (–2 балла).

· Отчасти не согласен (–1 балл).

· Отчасти согласен (+1 балл).

· В основном согласен (+2 балла).

· Полностью согласен (+3 балла).

Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

Инструкция

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла).



Утверждение -3 -2 -1 +1 +2 +3
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.            
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.            
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.            
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.            
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.            
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.            
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.            
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.            
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.            
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.            
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.            
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.            
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.            
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.            
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.            
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.            
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.            
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.            
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».            
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.            
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.            
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.            
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.            
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.            
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.            
26. Я способен улучшить настроение других людей.            
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.            
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.            
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.            
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.            

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Понятие о личности. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность.
  2. Психологическая структура личности.
  3. Современные теории личности.
  4. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  5. Самосознание личности. «Образ Я».
  6. Формирование и развитие личности. Подходы к решению проблемы развития личности в русле различных теорий.
  7. Формы переживания чувств.
  8. Виды чувств.
  9. Методы изучения эмоций и чувств.
  10. Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека. Функции воли.
  11. Волевые свойства личности.
  12. Структура волевого акта.

Список дополнительной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, – 288 с.

2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещеряков Б. Г.; Зинченко В. П. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.:КДУ, 2011. – 400 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2010. – 336 с.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1997. – 152 с.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

7. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2009. – 743 с.

8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / А. Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 512 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. – М.: Владос, 2010. – 687 с.

12. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 512 с.

14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ Психологические тесты: в 2 т. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 312 с.

15. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

16. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М,: АСТ, 2009. – 618 с.

17. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

18. Психология мотиваций и эмоций: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.Ф. – М.: АСТ, 2009. – 705 с.

19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.

21. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений // Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

22. Степанов С.С. Психологические тесты: Составление психологического портрета. Тестирование личности. – М.: Эксмо, 2005. – 320 с.

23. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

Наши рекомендации