XII. Опросник для измерения эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин)

Цель работы: определить уровень эмоционального интеллекта.

Инструкция: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе бланка для ответов, которая лучше всего отражает Ваше мнение».

Текст опросника ЭмИн

1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть.

2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения.

3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица.

4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение.

5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника.

6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю все, что думаю.

7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди.

8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться.

9. Я умею улучшить настроение окружающих.

10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую.

11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов.

12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки.

13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей.

14. Когда я злюсь, я знаю, почему.

15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации.

16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком.

17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряженном состоянии.

18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим.

19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть.

20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние.

21. Я контролирую выражение чувств на своем лице.

22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство.

23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций.

24. Если надо, я могу разозлить человека.

25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние.

26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю.

27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это.

28. Я знаю, как успокоиться, если я разозлился.

29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса.

30. Я не умею управлять эмоциями других людей.

31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда.

32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые.

33. Мне трудно справляться с плохим настроением.

34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает.

35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям.

36. Мне удается поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями.

37. Я умею контролировать свои эмоции.

38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно.

39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую.

40. Если близкий человек плачет, я теряюсь.

41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины.

42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

43. Я не умею преодолевать страх.

44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает.

45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить.

46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются.

Протокол исследования

Утверждения Совсем не согласен Скорее, не согласен Скорее, согласен Полностью согласен Утверждения Совсем не согласен Скорее, не согласен Скорее, согласен Полностью согласен
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Обработка и анализ результатов:

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможно, склонность к манипулированию людьми.

Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Значения по шкалам МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих субшкал: МЭИ=МП+МУ; ВЭИ=ВП+ВУ+ВЭ; ПЭ=МП+ВП; УЭ=МУ+ВУ+ВЭ.

Ключ к субшкалам:

Ответы испытуемых кодируются по следующей схеме:

– для утверждений с прямым ключом: «совсем не согласен» – 0 баллов; «скорее, не согласен» – 1 балл; «скорее, согласен» – 2 балла; «полностью согласен» – 3 балла;

– для утверждений с обратным ключом: «совсем не согласен» – 3 балла; «скорее, не согласен» – 2 балла; «скорее, согласен» – 1 балл; «полностью согласен» – 0 баллов.

Субшкала МП:

прямой ключ: 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34; обратный ключ: 38, 42, 46.

Субшкала МУ:

прямой ключ: 9, 15, 17, 24, 36; обратный ключ: 2, 5, 30, 40, 44.

Субшкала ВП:

прямой ключ: 7, 14, 26; обратный ключ: 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45.

Субшкала ВУ:

прямой ключ: 4, 25, 28, 37; обратный ключ: 12, 33, 43.

Субшкала ВЭ:

прямой ключ: 19, 21, 23; обратный ключ: 6, 10, 16, 39.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2004.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Психология эмоций: хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства - М.: Логос, 2002.

10. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.

б) дополнительная литература

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.— Казань, 1987.

2. Бернс Д. Тайна настроения: Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997

3. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.— Л., 1989.

4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Долгова Т.П. Общая психология: Учеб.пособие: Ч.1. Психология потребностей, мотивов и эмоций. - Тверь, 1997

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 2007

7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2005.

8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998

10. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: АСТ, 2009.

11. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.

12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М»,2006.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

4. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

5. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

6. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

7. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

Заполните таблицу «Функции и формы проявления тревожности».

Определение тревожности:
Признаки тревожности    
   
   
Основные функции    
   
   
   
Формы проявления Ситуативная тревожность:
Личностная тревожность:

Лабораторное занятие № 3

Тема: Психология воли

Цель:рассмотреть методы исследования волевой регуляции поведения и волевых качеств личности; измерить локус контроля личности и различных сферах жизнедеятельности; определить уровень импульсивности; исследовать волевые качества личности; определить стиль саморегуляции поведения.

Организационная форма занятия:лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие воли в психологии. Значение воли в регуляции и организации деятельности и общения.

2. Признаки волевых явлений.

3. Волевые качества личности.

4. Психологическая структура волевого акта.

5. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий в онтогенезе.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать волю и ее функции (выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности, мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать основные признаки волевых явлений - приложение усилий для выполнения волевого акта, наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта, усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения, преодоление самого себя. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По третьему вопросу: студент должен раскрыть значение понятия «волевые качества личности», структуру и общие характеристики волевых качеств; рассмотреть классификации основных качеств воли (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Селиванов, Р. Ассаджиоли, В.В. Никандров, В.К. Калин) и дать им характеристику. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: студент должен охарактеризовать мотивационный и интеллектуальный компоненты волевого действия, 4 этапа в формировании волевого акта (актуализация побуждения с осознанием цели, обсуждение и борьба мотивов, решение о действии, исполнение принятого решения). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998; Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По пятому вопросу: студент должен охарактеризовать закономерности формирования волевых действий в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте; охарактеризовать роль сознательной дисциплины в формировании воли. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Ход проведения лабораторного занятия:

Наши рекомендации