Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она

САМОПОЗНАНИЕ - ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

• Самоанализ – Способность понимать свои чувства и то, какое влияние твоё поведение оказывает на окружающих

• Ассертивность- Способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей. Сопряжена с лёгкостью и активностью

• Независимость - Способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя, твёрдо стоя на ногах. Быть свободным от эмоциональной зависимости, выполнять свои обязанности, не становясь их рабом

• Самооценка (самоуважение) - Умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно, но не отрицая минусов. На противоположном конце шкалы - чувство собственной несостоятельности и неполноценности, гипертрофированное чувство собственной важности

• Самоактуализация - Стремления к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал, связанные с чувством полноценности жизни и удовлетворения собой

Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (модель способностей)

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её как правило используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.

Майер и Сэловей выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта[8]:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Смешанная модель

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[9] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[10]:

  1. Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
  4. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.

Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она

Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:[11][12]

  1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
  2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
  3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
  4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
  5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
  6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
  7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
  8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
  9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
  10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
  11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
  12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
  13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
  14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
  15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Наши рекомендации