Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности

Содержание

  Введение 2 с.
Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности  
1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в научных исследованиях   5 с.
1.2 Особенности психического развития младших подростков 16 с.
1.3 Психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте   20 с.
Глава 2 Организация исследования  
2.1 Этапы, методы и методики исследования мотивации учебной деятельности у младших подростков   26 с.
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования   32 с.
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших подростков для педагогов     38 с.
  Заключение 42 с.
  Библиографический список 44 с.
  Приложения 48 с.

Введение

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральной педагогике и педагогической психологии.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Результативность педагогической деятельности учителя обеспечивается повышением уровня успеваемости учащихся, наличием у них интереса и мотивации к изучению дисциплины.

Актуальность исследования заключается в том, что младший подростковый возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности. С одной стороны, это период снижения мотивации ученика, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, который лежит за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками, а также это связанно с переходом подростков из начального звена в среднее. С другой стороны, именно этот период является основой для формирования зрелых форм учебной мотивации, открывает возможности для перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается её смысл, как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Мотивация первоклассников и учеников старших классов занимает должное место в работе учителей и психологов. В первом случае детей мотивируют, чтобы они успешно включились в процесс обучения, во втором – для успешного поступления в профессиональные учебные заведения. При этом мотивации подростков не уделяется должного внимания.

Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости учеников. Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Знакомство с исследованиями по данной проблеме дает возможность взглянуть на неё с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким - могут стоять большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить подход к каждому ребенку.

Цель исследования- изучить мотивацию учебной деятельности у младших подростков.

Объект исследования– мотивация учебной деятельности.

Предмет исследования- изучение мотивации учебной деятельности у младших подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему мотивации учебной деятельности в научных исследованиях.

2. Определить особенности психического развития младших подростков.

3. Выявить психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте.

4. Подобрать методы и методики исследования мотивации учебной деятельности у младших подростков.

5. Провести анализ результатов исследования.

6. Составить рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности.

Гипотеза: мотивация учебной деятельности младших подростков имеет следующие особенности: мотивация учебной деятельности имеет средний уровень, учебная мотивация имеет внешнюю направленность.

Методы и методики исследования:

теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, интерпретация эмпирических данных;

эмпирические: тестирование, анкетирование, а также следующие методики: методика диагностики направленности учебной мотивации автора В.Э. Мильмана, методика модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика «направленность на отметку» и методика «направленность на приобретение знаний» предложенные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой;

методы математической обработки: первичная математическая обработка эмпирических данных.

База исследования: МОУ СОШ №3 г. Челябинска учащиеся 5б класса

Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности

Наши рекомендации