Психологические причины пропусков учащимися уроков физической культуры
На уроке физической культуры необходимо строгое подчинение дисциплины и, следовательно, исполнения часто не того, чем можно произвести эффект на своих товарищей, не дает им возможности удовлетворить их стремления. Быть же с другими на равных – этого им не хочется. Поэтому они предпочитают не ходить на уроки физической культуры. Некоторые школьники считают, что у них и так силы достаточно, зачем же еще ходить на урок физической культуры
Отсутствие целеустремленности и интереса к уроку физической культуры
Физически слаборазвитому школьнику многие упражнения не под силу, и он стесняется показать свою слабость из-за насмешек. В старших классах стеснительность возникает в связи с совместным обучением мальчиков и девочек
Стеснительность
Приводят к тому, что школьник, не желая терпеть унижения, перестает ходить на уроки физической культуры, начинает ненавидеть учителя.
Меры исправления недисциплинированности учащихся
Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности – назначение физоргами в классе, привлечение к судейству спортивных соревнований в школе и т. д.
Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах
Умелая организация внеклассной спортивной работы с добровольным выбором вида спорта
Правильная организация урока физической культуры, его эмоциональность и целевая направленность
Укрепление в ученике веры в свои силы
Использование методов убеждения, поощрения, одобрения со стороны товарищей, их помощь при выполнении физических упражнений
Вовлечение недисциплинированных учащихся в групповое соревнование
Психологические механизмы воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом.
Воспитание учащихся с отклоняющимся поведением в процессе занятий физической культурой.
Социально-психологические особенности спортивной группы.
Спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.
Социальная среда – сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения – группы. Существуют понятия большие и малые группы:
§ большие – государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозым, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
§ малые – небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения.
Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Рассмотрим взаимоотношения в группе.
§ официальные отношения возникают на должностной основе;
§ неофициальные – на базе личных или частных взаимоотношений людей;
§ деловые – в связи с совместной работой или по ее поводу;
§ личные складываются между людьми независимо от работы;
§ рациональные – на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих;
§ эмоциональные – играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком;
§ отношения руководства – управление группой или ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе (лидеры);
§ отношения подчинения – подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.
Спортивная группа – это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.
Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.