Основные направления в разработке теории конфликта

Конфликтология как научная и учебная дисциплина.

Определения: 1)Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. 2)Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Предмет: Социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Конфликтология как учебная дисциплина занимается изучением природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития. Важным аспектом современной конфликтологии является поиск методов предупреждения и способов разрешения различных видов и типов конфликтов. Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Цель: знакомство студентов с существующими конфликтологическими подходами к работе с проблемными социальными ситуациями, деятельность по разрешению которых входит в компетенцию социальных работников.

Задачи: 1)Предотвращение конфликтов, которые разрушают отношения между людьми. 2)Как вести себя в ходе конфликта и минимизировать его последствия. 3)Как завершить конфликт так, чтобы потери были наименьшими и была польза обеим сторонам взаимодействия.

Система: изложение материала носит проблемно-дискуссионный характер и предполагает обсуждение феномена конфликта с разных позиций, имеющих место в современной научной мысли, а также анализ существующих форм работы с ним с точки зрения их практической приложимости и востребованности для практики социальной работы. Курс делится на теоритическую и практическую части.

Требования к студентам: студент должен самостоятельно работать по ознакомлению с научной литературой по темам и в пределах указанных в программе, присутствовать на лекциях, активно участвовать в обсуждении проблем на семинарских занятиях.

Основные направления в разработке теории конфликта.

Психологические направления:

1. -Психоаналитическое – поиск причин в сфере бессознательного. (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);-Поведенческое – влияние социального окружения на поведение человека. (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);-Этологическое – агрессия, постоянное состояние живого организма. (К. Лоренц, Н. Тинберген); -Теория групповой динамики – нарушение равновесия в системе «человек – среда». (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);-Фрустрационно-агрессивное – взаимосвязь агрессии и социальной фрустрации. (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);-Социотропное распространение идей инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество. (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);-Социометрическое – в основе взаимодействия эмоциональные отношения. (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);-Интеракционистское – попытки приспособиться к среде вызывают напряжение. (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Современные подходы:

-Теория организационных систем – изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях. (Р. Блейк, Дж. Мутон);-Теория и практика переговорного процесса – изучение условий ведений конструктивных переговоров. (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри)

-Теоретико-игровое – проблема несовместимости целей участников конфликта. (М. Дойч);

Социологические направления:

-Социал-дарвинизм – общество и организм сходны, что позволяет объяснить социальную жизнь биологическими законами. (Г. Спенсер и др.), Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

-Структурный функционализм идея поддержания бесконфликтного взаимодействия между структурными элементами общества. (Т. Парсонс), Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. -Марксизм – к причинам конфликтов относится неравенство и социальная поляризация. Его развитие идет в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей,которые в этом обществе представлены большими социальными группами или классами.

-Теория позитивно-функционального конфликта – положительная роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. (Л. Козер), Козер утверждал, что нет, и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривался как борьба за ценности и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага.

-Функциональная теория конфликта – конфликт является нормальной движущей силой общественного развития. (Г. Зиммель) Согласно Зиммелю, конфликт — универсальное явление, более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. -Конфликтная модель общества – невозможно избежать конфликтов в обществе, нужно влиять на специфику их протекания., Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям, и эти изменения всепроникающи. Поэтому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. -Общая теория конфликта – конфликт есть универсальное явление присущее всему живому, его нельзя избежать, но можно регулировать. (К. Боулдинг), В соответствии с ней конфликт — всеобщая категория, присущая живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов социальной, физической, химической и биологической среды.

Наши рекомендации