Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение

(рассмотрим классификацию - по категориям)

Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли выходные, смотрит модные журналы. В то же время Даше всё равно, что думает о ней Вера и симпатичный Володя, а Володя совсем недавно появился в этом классе и ещё не определился, кто ему больше нравиться Катя или Света. Всё это и называется межличностным общением. Но стоит войти в класс Марии Петровне, и общение из межличностного превратиться в лично – групповое. Это общение, в котором один участник – личность, другой – коллектив. В данном случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) – все, кто присутствует на уроке. А после уроков в актовом зале проходит награждение победителей математической олимпиады, где должны присутствовать все 10 –е классы (10 «а», 10 «б», 10 «в») теперь это уже межгрупповое общение.

Но если во время этого мероприятия наша Катя поделиться секретом о том, как она гуляла с Володей, с Юлей из 10 «в», то это уже опять межличностное общение. А вот если Даша из 10 «а» от имени всего класса объявит благодарность всему 10 «в» и примет её ученик Петя, то это общение уже межгрупповое.

4. Непосредственное и опосредованное общение(общение можно классифицировать по степени опосредованности)

Непосредственное – это когда общение происходит без каких – либо промежуточных звеньев, например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики.

Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

Существуют ещё не одна классификация видов общения, некоторые из них в виде схем даны в приложении 1, 2, 3.

Приложение 1.

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

По времени

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

По направленности

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

По связям

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

По результатам

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

По субъектам

Приложение 2.

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

Приложение 3.

Межличностное, личностно – групповое и межгрупповое общение - student2.ru

Заключение

Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Список литературы

1. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.

2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. «Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. – 208с.

3. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир

книги», 1998г. – 164с.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический словарь» СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006г. – 672с.

6. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.

7. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.

8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

Наши рекомендации