Общение как межличностное взаимодействие

Общение предполагает какой-то результат:

  • изменение поведения ребенка;
  • изменение деятельности детей;
  • получение удовольствия от процесса.

В целях более эффективного воздействия на ребенка в общении могут быть использованы разные его формы (виды) исходя из ситуации, возраста. Так, например, в подростковый период предпочтительнее строить общение, используя форму просьбы.

Для достижения высоких результатов воздействия на ребенка воспитатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение — это процесс воздействия на сознание путем логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность или группу людей.

Внушение — это воздействие на чувства с помощью эмоционально окрашенных образов для побуждения к определенному поведению. По образному выражению В. Н. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного входа», а как бы с «заднего крыльца», минуя «сторожа» — критику.

Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них и на ум и волю человека, чтобы побудить к действию, иначе говоря, воздействовать так, чтобы не было места критике и суждению.

30)Основные средства общения (вербальные и навербальный).

В процессе коммуникации люди используют вербальные и невербальные средства общения. Речь относится к вербальным средствам общения. Каждый человек использует в течение дня разнообразные речевые тексты в зависимости от своих намерений — сообщить какую-то информацию, что-либо узнать, высказать отношение у происходящему и т.д. Речевая деятельность ежедневно используется при общении. Различают следующие виды речевой деятельности: • разговор; • слушание; • чтение; • письмо. С точки зрения культурного и социального статуса вербальные средства общения могут быть литературными и не литературными. Главный признак литературной формы языкового общения — устойчивые формы. Не литературные формы общения — это просторечие, территориальный диалект, нецензурные выражения. Вербальные средства общения применяются в двух формах — устной (звучащая речь) и письменной. Невербальные средства общения — это позы, мимика, расположение тела в пространстве, взгляд, жесты, являющиеся средством передачи информации. Невербальные средства общения представляют наибольший интерес для психологии общения. Основные невербальные средства общения: • кинестика — внешнее проявление эмоций и чувств; • такесика — различного рода прикосновения; • проксемика — установка зоны комфортного общения; • экстралингвистика — паузы и различные звуковые проявления (смех, кашель, громкий вздох, плач); • просодика — тембр, скорость речи и т.д. Кинестика в свою очередь включает в себя такие виды общения, как жестика, мимика, пантомимика. Жесты — это движения головы и рук. Среди множества жестов в разных культурах можно выделить общие: • средства коммуникации — жесты приветствия или прощания, утвердительные, вопросительные или отрицательные жесты и т.д.; • жесты для выражения отношения и оценки — доверия или недоверия, одобрения и т.д.; • описательные жесты, применяемые только в контексте разговора. Мимика — это движение лицевых мышц. Выделяется шесть основных эмоциональных состояний, выражаемых мимикой — радость, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение. Визуальный контакт с собеседником является не менее важным средством коммуникации. Взгляд, обращенный к говорящему, показывает заинтересованность в разговоре и помогает сосредоточиться на смысле сказанного. Взгляд может быть: • деловым — направлен на верхнюю часть лица собеседника (область лба); • социальным — сконцентрирован в зоне между ртом и глазами, придает общению непринужденную атмосферу; • интимным — направлен ниже лица — в область ключицы; • взгляд искоса показывает заинтересованность (слегка поднятые брови и улыбка) или враждебность (лоб нахмурен, уголки губ опущены). Пантомимика — это положение тела в пространстве и походка. Походка человека может рассказать о его самочувствии, эмоциональном состоянии в данный момент, возрасте, чертах характера. У человека, испытывающего гнев или ярость, походка «тяжелая», а у радостного и счастливого человека - «легкая». Уверенный в себе человек ходит быстро, размахивая при этом руками; критично настроенные и скрытые люди держат руки в карманах. Если во время беседы человек скрещивает руки на груди или ноги, это может говорить о его закрытости, недоверии, критике. Он усвоит и воспримет не более двух третей предложенной ему информации. Чтобы вывести человека из такой позы, можно предложить ему что-либо подержать или посмотреть. Когда корпус тела, стопы и ладони направлены к собеседнику — это говорит о доверии, открытости, заинтересованности, психологическом комфорте. Чтобы добиться взаимопонимания в процессе общения, рекомендуется «отзеркаливать» положение тела вашего собеседника, т. е. копировать его позу. В зависимости от вида общения, степени близости собеседников, их статуса в процессе беседы могут использоваться различные прикосновения — поглаживания, объятия, рукопожатия, поцелуи. Рукопожатие — это жест, используемый с древних времен. Сейчас он стал привычным проявлением вежливости, а ранее говорил об открытости и безоружности. Рукопожатие может быть равноправным, доминирующим или покорным. Доминирующее рукопожатие (рука сверху) демонстрирует желание занять главенствующую позицию, а покорное, наоборот — отдать инициативу собеседнику. Жест «перчатка» (рукопожатие двумя руками, обхватывая ладонь собеседника) говорит о честности и открытости, но использоваться может только между хорошо знакомыми людьми. Рукопожатие прямой рукой или сжимание только кончиков пальцев говорит о том, что собеседник желает сохранить определенную дистанцию при общении.





22.Роль коммуникаций в управлении: основные понятия, процесс коммуникации, коммуникационные сети и стили, проблемы в межличностных контактах и пути их устранения.

https://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_-_dikan_nv/komunikatsiyi_upravlinni.htm

Наши рекомендации