Межличностное и межгрупповое восприятие в общении
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 jg^
В. А. Розанова
а) когда одна личность воспринимает отдельную личность (я — он),
б) когда отдельный индивид воспринимает целую группу (я — они);
в) когда целая группа воспринимает отдельную личность (мы — он),
г) когда одна группа людей воспринимает другую группу (мы — они) Представление человека о том, как воспринимают его другие
люди, в определенной степени определяет его поведение Часто люди стремятся произвести определенное впечатление на окружающих, что является источником и основой процесса взаимного познания людей /3/.
В процессе общения люди стараются понять содержание "многоярусных" представлений, а это может приводить к плохому пониманию между людьми. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному взаимопониманию.
Например, в практике возможно приписывание оценок и суждений на свой счет, которые другие не выносили, а человек сам себе их внушал. Таким образом, человек может проецировать на внешний мир собственные сомнения и подозрения, которых в действительности и не было /3/.
Образ своего "Я" и самооценка личности являются очень важными психологическими факторами, лежащими в основе взаимоотношений между людьми Самооценка включает мысли, оценки,.суждения относительно самого себя, которые четко осознаются человеком.
Сюда же относятся и те оценки, которые выносит сам себе человек, но которые до конца им не осознаются, но волнуют его и беспокоят /2/.
Поэтому некоторые элементы внутреннего "Я" не дают покоя человеку, и он хочет избавиться от них. Вместе с тем, они становятся источником трудностей и проблем восприятия и понимания окружающих людей. Чаще всего такими элементами становятся внутренние конфликты личности, которые нередко вызываются наличием у человека чувств, внутренне им не принимаемых, хотя они не всегда являются отрицательными
Нерешенные жизненные проблемы и внутренние конфликты затрудняют понимание людьми друг друга В этом случае часто говорят: "Человек, отягощенный своими проблемами". В подобных ситуациях человек не в состоянии справиться с собственными
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть III.Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты
проблемами и трудностями, к тому же, он не вполне ясно свое состояние, что серьезно сказывается на восприятии людей, с которыми он общается
В трудные моменты отношений между людьми особое значение приобретает "открытость", те умение быть честным и естественным в отношениях с другими Открытость, как психологический феномен, непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего "Я" и принятия себя на личностном уровне
В психологии известна интересная модель ("Окно Джогарри "), позволяющая представить, что каждый человек является носителем четырех пространств своей личности Аббревиатура названия этой модели составлена из имен ее авторов /2, 3/
Данная модель позволяет определить т н "открытые" и "закрытые" пространства личности Ее можно представить в виде прямоугольника, разделенного на четыре части вертикальной и горизонтальной линией
Размеры этих информационных пространств могут меняться в зависимости оттого, в каком состоянии находится общение данного человека в начале установления контактов или когда они находятся в состоянии установления близких взаимоотношений /3/
Открытые и закрытые "пространства" личности Модель "Окно Джогарри"
1. Открытая зона | 2 Слепая зона |
Открытое, т е известное для меня и для других людей | Закрытое для меня, но открытое для других, т е неизвестное мне |
3 Скрытая зона | 4 Неизвестная зона |
Открытое для меня, но закрытое для других | Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям |
Углубление человеческих контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию "пространств" и уменьшению закрытых и недоступных пониманию "пространств" личности
Модель
"Окно Джогарри"
Подписные индексы по каталогу Роспечати 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
Размеры "пространств" личности в начале общения с другим человеком
Размеры "пространств" в результате установления близких и подлинных взаимоотношений
Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя
Важнейшее значение в общении имеет "обратная связь" — те информация, которая идет от нас к другим людям и содержит реакцию на их поведение Цель
Обратная связь
обратной связи состоит в оказании помощи другим людям осозна-нать их поступки, как они влияют на наше поведение и состояние Существуют правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения Эти правила необходимо знать каждому руководителю Правила общения (см таблицу 1), а также правила реагирования на обратную связь (см. таблицу 2)
Таблица 1 Правила общения
1В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера
2. Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях Наблюдения — это то, что вы видели и слышали, а заключения — это ваша интерпретация, ваши оценки, суждения, основанные на фактах Не следует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную реальность
Библиотека журнала "УПРАВЛШИС ПГ.РСОНЛЛОМ"
Часть Ш. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты
3 Не следует высказываться в форме оценок Если же вы высказываете некоторые оценки, пользуйтесь простыми категориями добра и зла, правильности и неправильности, приятности и неприятности и т п Оценки такого рода основываются на вашей системе ценностей Оценки не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения
4 В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого
5 Следует давать как можно меньше советов Лучше высказывать свои наблюдения, как бы делясь мыслями и информацией с партнерами
6 Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера но общению, на которые нет возможности повлиять
7 Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи
Таблица 2 Правила реагирования на "обратную связь"
1Следует внимательно слушать партнера по общению, чтобы правильно понять, что вам хотят сказать
2 Чтобы лучше понять, что вам говорят, полезно пересказывать услышанное Это поможет избегать приписывания того, что не говорилось в ваш адрес Обмен обратной связью связан со сложными эмоциональными переживаниями и включает системы психологической защиты
3 Обратная связь содержит субъективное представление о вас конкретной личности, а не то, что вы в действительности представляете из себя Эти представления не являются полными и окончательными
4 Цель обратной связи заключается в гом, чтобы улучшить отношения и взаимопонимание между партнерами, а не изменить в обязагсльном порядке поведение /17, 19/
1.2. Профмхиоиллмюк оыцкпш:руководителя
Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности
Профессиональное общение руководителя зависит от нескольких переменных'
а) от установок и ценностей руководителя,