Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях детского сада компенсирующего вида
образование педагогический школьный
Приоритетным направлением работы детского сада компенсирующего вида является осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей. Психолого-педагогическая деятельность такого учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.
Содержание коррекционно-образовательной работы в соответствии с ФГТ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:
- физическому,
- социально-личностному,
- познавательно-речевому,
- художественно-эстетическому.
С учетом специфики детского сада, в работу включаются ещё два направления: диагностическое и коррекционно-развивающее. Результаты исследования и мониторинга психического и эмоционально-личностного развития служат основанием для целенаправленной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Реализуя приоритетные коррекционно-развивающие задачи, коллектив детского сада решает и традиционные задачи дошкольного образования: развитие детей, дошкольное воспитание и образование через ведущую детскую деятельность - игру. Таким образом, основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление:
- задержки психического развития,
- речевых нарушений и вторичных проявлений,
- социально-личностное развитие ребенка,
- на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей.
Основные задачи педагогического коллектива и медицинского персонала:
- охрана жизни и здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей;
- реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;
- реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
Педагоги совместно решают ряд специальных задач:
- обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
- способствуют гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
- выстраивают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
- реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;
- подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;
- целенаправленно изучают особенности развития каждого ребенка с целью выработки рекомендаций по индивидуализации условий школьного обучения в общеобразовательной школе, школе с психологическим или логопедическим сопровождением, классе компенсирующего обучения и др;
- взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.), способствующих развитию детей, преодолению недостатков развития;
- взаимодействуют со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы.
Проектирование образовательной программы детского сада для детей строится на основе «Новых федеральных государственных требований» (ФГТ), устанавливающих нормы и положения реализации Программы и определяющих содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Для освоения детьми образовательных областей применяется распределение задач между всеми педагогами, работающими в данной возрастной группе с учетом специфики каждой образовательной области.
Задачи реализуются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (совместной с взрослыми или самостоятельной), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Еще одним условием эффективной работы является активное включение в коррекционо - педагогический процесс семей воспитанников. Педагоги повышают педагогическую компетентность членов семей воспитанников детского сада, обучают методам и приемам взаимодействия с ребенком в условиях семьи. Психолог по запросу семьи оказывает психологическую помощь. Взаимодействие между педагогами детского сада и семьями воспитанников реализуется в рамках социального партнерства и ответственности.
Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми педагоги учитывают:
- информацию о его здоровье;
- микросоциальные условия воспитания в семье;
- возраст ребенка, в котором начата специализированная медицинская и психолого-педагогическая помощь;
- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.