Организация педагогического процесса: цель, задачи, направления, принципы, условия, особенности содержания, методы, формы организации, средства.

Описание базы практики

1.Название, юридический адрес учреждения.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №61» Советского административного округа города Омска – среднее общеобразовательное учреждение, созданное в 1991 году. Место нахождения учреждения: 644045, Российская Федерация, г. Омск, ул. Блюхера, д.22в.

2.Тип и вид учреждения (муниципальное, частное, государственное, др.), характеристика основных и дополнительных услуг, оказываемых учреждением.

Школа является муниципальным общеобразовательным учреждением.

Система дополнительного образования представлена детскими общественными объединениями: «NEXT», педагогический отряд «Затейники», дружина юных пожарных «Пламя» и отряд «Инициативный», также студия эстетического развития «Радуга». В школе работаю различные кружки и секции по программе ФГОС (секция плавание, «Истоки», умелые ручки и другие). Школьный компонент представлен валеологией, профориентационным сопровождением школьников.

3.Количество групп, классов в образовательном учреждении.

Общее число учащихся составляет 1167. Всего 45 классов-комплектов.

I ступень образования – начальная школа 18 классов (1-ых – 5, 2-ых – 5, 3-их – 4, 4-ых - 4).

II ступень образования – основная школа 22 класса (5-ых – 4, 6-ых – 5, 7-ых – 5, 8-ых – 5, 9-ых - 4).

III ступень образования – средняя школа 5 классов (10-ых – 2, 11-ых - 3).

4.Режим работы образовательного учреждения.

Школа работает в две смены в режиме 6 - дневной рабочей недели с 40-минутной продолжительностью уроков во 2-11 классах и с 35 минутной продолжительностью в 1 классах (обучение 5 дней). Шестой день (суббота) используется для развития творческих, исследовательских способностей учащихся, формирования и развития культуры здоровья школьников.

5.Состав кадров: штатное расписание, должностные обязанности, характеристика педагогического персонала (для образовательного учреждения).

В школе работает 67 педагогов. Высшее образование имеют 85% педагогов, незаконченное высшее - 4%, средне - специальное –11%. 71% педагогов аттестованы на высшую и первую квалификационные категории. 3 педагога школы награждены значком «Отличник народного просвещения», 4 педагога – нагрудным знаком «Почётный работник образования РФ».
Средний возраст педагогов школы – 40 лет.

Коллектив школы работоспособен, методически грамотен. Текучесть кадров невысока. Причиной увольнения является смена места жительства или служебное повышение

6.Характеристика помещения, территории учреждения.

Школа расположена в 3-х этажном здании. Внешне оно похоже на букву Т. Учебное заведение имеет 37 кабинетов Территория школы большая. На ней расположена спортивная площадка. Школу окружают насаждения деревьев и кустарников.

7. Материально-техническое оснащение педагогического процесса.
Материально-техническая база способствует качественной организации УВП в школе. Учебное заведение имеет 37 кабинетов. Для предмета «Технология» - столярная, слесарная, швейная мастерские и кабинет для занятий по кулинарии.

Все кабинеты оснащены необходимыми техническими средствами обучения, мебелью, хозяйственным инвентарём. Оборудование кабинетов технического и обслуживающего труда позволяет осваивать программу по технологии.

В школе имеются:

-актовый зал на 180 посадочных мест;

-кабинет для занятий вокальной студии;

-кабинет психологов и социальных педагогов;

-2 спортивных зала (большой - 576 кв. м., малый - 84 кв. м.);

- плавательный бассейн, имеющий малую (40 куб. м.) и большую (360 куб. м.) чаши;

-зал сухого плавания, оснащенный тренажёрами;

-спортивная площадка;

-медицинский кабинет;

-стоматологический кабинет;

-библиотека с малым читальным залом, оснащённая компьютером;

-столовая на 360 посадочных мест;

-теплица.

Фонд библиотеки насчитывает 32021 экземпляр, учебных пособий - 27221 экземпляр, художественной литературы - 4800 экземпляров, методической литературы – 465 экземпляров, энциклопедий и справочников – 340 экземпляров. Ежегодно выписывается 14 периодических изданий, в том числе 5 по управлению образовательным учреждением.Спортивные залы оснащены необходимым спортинвентарём.

В начальной школе обучение ведется по трем программам.

1)По системе Л. В. Занкова:

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе:

-готовность работать в высоком темпе,

-способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации,

-готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.)

2)Школа России (2010).

Цель. Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов -воспитательное. Отсюда и задачи:

развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому, обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

формирование естественной мотивации учения Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе:

Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях, но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

3) «Гармония»под редакцией Н.Б. Истоминой. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс.

Принципы: Фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

С 2010 учебного года являясь пилотной школой, по введению ФГОСам 1 и 2 классы в МОУ «СОШ №61» работают по ФГОСам. На III ступени обучения в рамках образовательной области «Технология» учащимся предоставляется возможность освоить основы профессий на базе МОУ ЦО «Смена».

На III ступени реализуется профильное обучение.

Часы компонента образовательного учреждения используются для расширения содержания предметов базового компонента – «Математика» на I ступени образования, «Русский язык» и «Иностранный язык» на II ступени образования. «Литература», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Информатика» на III ступени образования.

Система дополнительного образования используется для мотивации школьников к активной творческой деятельности, к здоровому образу жизни, способствует развитию их способностей в различных видах деятельности и осуществлению профессиональных проблем.

В школе издается школьная газета «Фишка».

Социальное окружение школы

Школа расположена в Советском административном округе, отдалённом от центра города. На территории микроучастка есть достаточное количество учреждений дополнительного образования и досуговых центров: ОМЦ «Химик», Драматический театр Л. Ермолаевой, библиотека «Дом семьи», ЦДО «Эврика», клуб по месту жительства «Бригантина». Имеется ряд спортивно-оздоровительных учреждений: ДЮСШ №№ 5,8,10,12,13, спортивный комплекс «Сибирский нефтяник». Наличие широкой сети культурно-образовательных и спортивных учреждений, а так же тот факт, что в районе расположения школы нет точек распространения наркотических средств, позволяет говорить о благоприятной обстановке на микроучастке, что сказывается на создании благоприятного микроклимата в школе. В целом довольно спокойную обстановку не портит присутствие по улицам М. Никифорова, Блюхера и проспекту Королёва рабочих общежитий и общежитий малосемейного типа.

Внешние связи школы.

Школа активно сотрудничает с различными организациями и учреждениями города с целью решения стоящих перед школой задач и удовлетворения требований социума. Налажено сотрудничество с Омским областным центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в течение нескольких лет продолжается сотрудничество с Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта, с педагогическим колледжем №2, педагогическим колледжем профессиональных технологий, с МОУ СОШ №№ 63,76,77,144, 115 города Омска.

Выводы.

1. Учащиеся школы принимали активное участие в различных интеллектуальных мероприятиях, что свидетельствует о наличии у них высокой мотивации к учебной и исследовательской деятельности.

2. Количество участников стабильно, при этом результативность по сравнению с 2007-08 учебным годом несколько понизилась. Это позволяет предположить, что целенаправленная работа педагогического коллектива школы над повышением у учащихся мотивации к интеллектуальной и исследовательской деятельности не подкрепляется работой по специальной подготовке учащихся к участию в интеллектуальных мероприятиях.

В качестве ведущей формы организации деятельности учащихся используется групповая работа, при которой у учащихся развивается умение общаться, вырабатывать, высказывать и отстаивать свое мнение, нести за него ответственность, находить выходы из проблемных ситуаций, что является необходимым для развития лидерских умений школьников. Одновременно творческими группами педагогов школы разработаны программы курсов по выбору, способствующих успешной социализации школьников - «Я - лидер» для учащихся 7 классов и «Школа самопознания» для учащихся 8 классов. В 9 классе ведется курс «Мой выбор», программа которого разработана Центром социальных и образовательных программ «Мой выбор». Программы курсов «Школа самопознания», «Я - лидер» прошли внутреннюю экспертизу, имеют положительные отзывы внешних экспертов - специалистов Института развития образования Омской области и Омского государственного технического университета. Введение курсов в учебный процесс осуществляется за счет вариативной части учебного плана.

Ведущей технологией во внеклассной работе является технология коллективного творческого дела, разработанная И.П.Ивановым. С использованием этой технологии организуются и проводятся все спортивные мероприятия в школе. Ученики школы принимают активное участие в подготовке и проведении спортивных праздников, школьных эстафет и соревнований, являются участниками соревнований различного уровня, таких как «Лыжня России», «Кросс наций», Сибирский международный марафон, Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ», окружные и городские соревнования по плаванию, футболу и волейболу, на которых добиваются высоких результатов.

Развитию лидерских умений способствует также реализация подпрограмм «Я - гражданин России», «Вместе», «Здоровье», программы детского общественного объединения «Поколение NEXT». Во время школьных каникул на базе детского оздоровительного лагеря «Березка» наши ученики проходят учебу по программе «Лидер», в 2009 году представленный ими социальный проект был отмечен дипломом III степени. Ученики школы могут гордиться победами и призовыми местами в муниципальных и региональных конкурсах. Команда школы «Сантиметры» является постоянной участницей турниров КВН Омской области и традиционно становится победителем. Команда ДЮП «Пламя» ежегодно побеждает в противопожарных КВН «Юмор юных против пожаров». Учащиеся школы -постоянные участники областного тематического смотра агиттеатров среди образовательных учреждений, победители окружного и городского конкурса «Я - лидер».

Высокую заинтересованность школьников вопросами лидерства подтверждает тот факт, что ежегодно на конференциях различного уровня ребята представляют работы, в которых они исследуют феномен лидерства вообще и спортивного лидерства в частности, влияние лидерских качеств на отношения со сверстниками и взрослыми, на успешность в учебе. Например, «Уровень развития лидерских качеств личности и ее статус в коллективе», «Уверенность в себе - путь к успеху», «Влияние различных социальных факторов на развитие лидерских качеств учеников средней школы». Еще одним направлением работы является повышение профессиональной компетенции педагогов и привлечение родителей к совместной деятельности семьи и школы. Особенно важным здесь является создание условий для активной позиции педагогов и родителей, использование результатов диагностики уровня развития лидерских умений школьников, обобщение и распространение передового опыта работы, использование наглядности, своевременное получение обратной связи. Например, традиционно педагоги школы принимают участие в Фестивалях педагогических проектов в системе образования Омской области, в профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Открытие», в научно-практических конференциях, Областных педагогических марафонах, на которых успешно представляют свой опыт.

Основными формами работы с родителями являются родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, родительские конференции. Эффективность работы школы подтверждается полученными результатами: за последние три года повысилась мотивация учащихся к занятиям физической культурой, наблюдается ярко выраженная положительная эмоциональная окраска их деятельности во время проведения занятий. Количество участников внеклассных спортивных мероприятий, а также результативность участия в них за последние три года неуклонно возрастает. Планируемые задачи на 2011 -2012 учебный год:

1. Дальнейшее внедрение системы фиксирования достижений учащихся, способствующих их успешному профессиональному самоопределению.

2. Дальнейшая реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию и развитию ключевых компетенций профессионального самоопределения школьников и программы повышения мотивации родителей к совместной деятельности семьи и школы, способствующей успешному профессиональному самоопределению школьников. Внедрение и распространение методических рекомендаций по проведению уроков с профориентационным компонентом. Распространение положительного опыта работы школы по теме «Использование компетентностного подхода в профессиональном самоопределении школьников».

Описание базы практики

1.Название, юридический адрес учреждения.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №61» Советского административного округа города Омска – среднее общеобразовательное учреждение, созданное в 1991 году. Место нахождения учреждения: 644045, Российская Федерация, г. Омск, ул. Блюхера, д.22в.

2.Тип и вид учреждения (муниципальное, частное, государственное, др.), характеристика основных и дополнительных услуг, оказываемых учреждением.

Школа является муниципальным общеобразовательным учреждением.

Система дополнительного образования представлена детскими общественными объединениями: «NEXT», педагогический отряд «Затейники», дружина юных пожарных «Пламя» и отряд «Инициативный», также студия эстетического развития «Радуга». В школе работаю различные кружки и секции по программе ФГОС (секция плавание, «Истоки», умелые ручки и другие). Школьный компонент представлен валеологией, профориентационным сопровождением школьников.

3.Количество групп, классов в образовательном учреждении.

Общее число учащихся составляет 1167. Всего 45 классов-комплектов.

I ступень образования – начальная школа 18 классов (1-ых – 5, 2-ых – 5, 3-их – 4, 4-ых - 4).

II ступень образования – основная школа 22 класса (5-ых – 4, 6-ых – 5, 7-ых – 5, 8-ых – 5, 9-ых - 4).

III ступень образования – средняя школа 5 классов (10-ых – 2, 11-ых - 3).

4.Режим работы образовательного учреждения.

Школа работает в две смены в режиме 6 - дневной рабочей недели с 40-минутной продолжительностью уроков во 2-11 классах и с 35 минутной продолжительностью в 1 классах (обучение 5 дней). Шестой день (суббота) используется для развития творческих, исследовательских способностей учащихся, формирования и развития культуры здоровья школьников.

5.Состав кадров: штатное расписание, должностные обязанности, характеристика педагогического персонала (для образовательного учреждения).

В школе работает 67 педагогов. Высшее образование имеют 85% педагогов, незаконченное высшее - 4%, средне - специальное –11%. 71% педагогов аттестованы на высшую и первую квалификационные категории. 3 педагога школы награждены значком «Отличник народного просвещения», 4 педагога – нагрудным знаком «Почётный работник образования РФ».
Средний возраст педагогов школы – 40 лет.

Коллектив школы работоспособен, методически грамотен. Текучесть кадров невысока. Причиной увольнения является смена места жительства или служебное повышение

6.Характеристика помещения, территории учреждения.

Школа расположена в 3-х этажном здании. Внешне оно похоже на букву Т. Учебное заведение имеет 37 кабинетов Территория школы большая. На ней расположена спортивная площадка. Школу окружают насаждения деревьев и кустарников.

7. Материально-техническое оснащение педагогического процесса.
Материально-техническая база способствует качественной организации УВП в школе. Учебное заведение имеет 37 кабинетов. Для предмета «Технология» - столярная, слесарная, швейная мастерские и кабинет для занятий по кулинарии.

Все кабинеты оснащены необходимыми техническими средствами обучения, мебелью, хозяйственным инвентарём. Оборудование кабинетов технического и обслуживающего труда позволяет осваивать программу по технологии.

В школе имеются:

-актовый зал на 180 посадочных мест;

-кабинет для занятий вокальной студии;

-кабинет психологов и социальных педагогов;

-2 спортивных зала (большой - 576 кв. м., малый - 84 кв. м.);

- плавательный бассейн, имеющий малую (40 куб. м.) и большую (360 куб. м.) чаши;

-зал сухого плавания, оснащенный тренажёрами;

-спортивная площадка;

-медицинский кабинет;

-стоматологический кабинет;

-библиотека с малым читальным залом, оснащённая компьютером;

-столовая на 360 посадочных мест;

-теплица.

Фонд библиотеки насчитывает 32021 экземпляр, учебных пособий - 27221 экземпляр, художественной литературы - 4800 экземпляров, методической литературы – 465 экземпляров, энциклопедий и справочников – 340 экземпляров. Ежегодно выписывается 14 периодических изданий, в том числе 5 по управлению образовательным учреждением.Спортивные залы оснащены необходимым спортинвентарём.

В начальной школе обучение ведется по трем программам.

1)По системе Л. В. Занкова:

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе:

-готовность работать в высоком темпе,

-способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации,

-готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.)

2)Школа России (2010).

Цель. Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов -воспитательное. Отсюда и задачи:

развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому, обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

формирование естественной мотивации учения Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе:

Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях, но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

3) «Гармония»под редакцией Н.Б. Истоминой. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс.

Принципы: Фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

С 2010 учебного года являясь пилотной школой, по введению ФГОСам 1 и 2 классы в МОУ «СОШ №61» работают по ФГОСам. На III ступени обучения в рамках образовательной области «Технология» учащимся предоставляется возможность освоить основы профессий на базе МОУ ЦО «Смена».

На III ступени реализуется профильное обучение.

Часы компонента образовательного учреждения используются для расширения содержания предметов базового компонента – «Математика» на I ступени образования, «Русский язык» и «Иностранный язык» на II ступени образования. «Литература», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Информатика» на III ступени образования.

Система дополнительного образования используется для мотивации школьников к активной творческой деятельности, к здоровому образу жизни, способствует развитию их способностей в различных видах деятельности и осуществлению профессиональных проблем.

В школе издается школьная газета «Фишка».

Организация педагогического процесса: цель, задачи, направления, принципы, условия, особенности содержания, методы, формы организации, средства.

Цельшколы - создать условия для формирования личности образованной, способной применять полученные в процессе обучения знания и умения в практической деятельности, имеющей высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.Обеспечить общее образование для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая учебные возможности учащихся, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности, что будет способствовать продолжению обучения на следующих ступенях и получению профессионального образования. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создать благоприятные условия для формирования ЗУН, превышающих государственные стандарты.

2. Сформировать у учащихся способность применять полученные в процессе обучения знания и умения для решения конкретных практических задач.

3. Сформировать у учащихся готовность к профессиональному самоопределению и культуру здоровья.

Примеры инновационных форм, методов работы педагогов.

Основными направлениями в работе школы №61 являются:

- работа по развитию лидерских умений в учебной деятельности;

- работа по развитию лидерских умений во внеклассной деятельности;

- повышение профессионального мастерства педагогов как условие успешности работы по развитию лидерских умений;

- работа с родителями школьников, направленная на формирование и повышение у родителей мотивации к совместной деятельности семьи и школы.

Цели проекта перекликаются с целью развития школы - создать условия для формирования личности образованной, способной применять полученные в процессе обучения знания и умения в практической деятельности, имеющей высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Всего в течение 2010-2011 учебного года в инновационной деятельности приняли участие 36 педагогов. Было проведено 2 семинара, индивидуальные и групповые консультации, сюжетно-ролевая игра, круглые столы, открытые заседания и мероприятия ШМО, педагогический совет «Использование современных технологий как одно из условий повышения качества образования».

В ходе решения поставленных задач были получены следующие продукты деятельности: программа факультативного курса для учащихся 7-ых классов «Я - лидер!», открытые уроки зафиксированы в планах, внеклассные мероприятия в разработанных сценариях.

Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов является их участие в мероприятиях по тиражированию опыта работы. Опыт работы представлялся на различных уровнях:

Международный научно-практический семинар «Опыт инновационной работы по обучению лидерству» (февраль 2009 года). В семинаре приняли участие: Е. В. Чернышова - директор школы, Г. Н. Кадыкова - заместитель директора по УВР, руководитель проекта «Лидерство через физкультуру и порт», учителя физической культуры: Е. В. Мясникова, Г. Б. Данильченко, Л. В. Огнева. Вниманию участников семинара был представлен доклад: «Развитие лидерских качеств школьников на занятиях физической культурой как важное условие их успешной социальной адаптации» и сюжетно - ролевая игра (7 кл.). Семинар был проведён для учителей физической культуры и заместителей директоров школ города Омска и города Манчестер (Великобритания) и получил высокую оценку присутствовавших. С целью показать, как происходит развитие у учащихся умения общаться и взаимодействовать в группе, была представлена сюжетно - ролевая игра (учащиеся 7 класса в результате авиакатастрофы попадают на необитаемый остров, для того, чтобы выжить на острове, необходимо пройти испытания). Организаторами и помощниками при выполнении каждого задания являлись учащиеся 9 класса. Использовались методики «Групповое обсуждение», «плюс, минус, интересно», «Взгляд со стороны».

Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Москва. 2008-2009 учебный год. На фестиваль были представлены работы Воробьёвой Г.В. «Формирование и развитие театральной жизни города Омска» и Фоминой О. Ю. «Урок литературы с профкомпонентом «Формула жизни Андрея Платонова по рассказу «В прекрасном и яростном мире». Публикации состоялись в Издательском доме «Первое сентября», а также размещены на интернет-сайте Фестиваля и компакт-дисках. Москва. 2009 год. Представленные работы подтверждаются дипломами (приложение).

Y Областной педагогический марафон (октябрь 2008 года). Учителем ИЗО и черчения Калинар Т. Н. было подготовлено выступление на тему «Развитие пространственного мышления и технического творчества учащихся на уроках черчения». На марафоне был представлен инновационный опыт учителя технологии Майоровой Т. Л.

YI Областной фестиваль педагогических проектов в системе образования Омской области (ноябрь 2008 года). Было представлено выступление О.Ю. Фоминой «Портфолио личностных достижений как один из возможных способов формирования и оценки уровня сформированности ключевых компетенций школьников» (из опыта работы экспериментальной площадки на тему «Использование компетентностного подхода в профессиональном самоопределении школьников»). Тезисы выступления опубликованы в материалах фестиваля.

Областная научно-практическая конференция «Современные музыкально-образовательные концепции в контексте идей Д. Кабалевского, З. Кодая, К. Орфа» В конференции принимала участие и делилась опытом своей работы Воробьёва Г. В., учитель музыки. Разработка урока «Музыка моего народа. Солдатские песни» (3 класс) опубликована в сборнике «Урок музыки -творчество учителя» ОмГПУ (апрель 2009).

Городской семинар (гимназия №150,ноябрь 2008) «Диагностика лидерских умений». На семинаре выступила Кадыкова Г. Н. - руководитель проекта «Лидерство через физкультуру и спорт» с докладом «Диагностика лидерских умений школьников (из опыта работы МОУ «СОШ № 61»).

Городская научно-практическая конференция «Социальное партнёрство - один из приоритетов современной модели образования» (март 2009). Смирнова В. Г., руководитель ГМО педагогов, ответственных за профориентационную работу в МОУ КАО, ЛАО, С АО, учитель технологии МОУ «СОШ № 61» выступила с докладом «Роль социального партнёрства в профориентационной работе с обучающимися».

Педагогический совет «Использование современных образовательных технологий как одно из условий повышения качества образования». Программа педагогического совета состояла из двух частей:

1)теоретической, на которой участники совета познакомились с докладом Т. А. Агаян на тему: «Использование современных образовательных технологий как одно из условий повышения качества образования».

2)практической - учителя поделились опытом использования современных образовательных технологий: на уроках географии и экономики (Калайтан Л. П.), об использовании метода проектной деятельности (Козулина Т. П.), о компетентностном подходе (Фомина О. Ю.), о формировании и развитии лидерских умений учащихся (Данильченко Г. Б.)

В течение года в школе проходили открытые заседания и мероприятия школьных методических объединений. Учителя математики и начальных классов (Рук. МО Янышева А. А., Михайлина СВ.) провели совместное открытое заседание «Преемственность в обучении математике». Было принято решение:

- организовать взаимопосещение уроков математики в 4 классе учителями математики;

- учитывать разнообразие учебных программ по математике в начальной школе;

- учителям начальной школы учитывать временной режим при проведении самостоятельных и контрольных работ;

- учителям математики и начальной школы соблюдать единые требования к оформлению работ;

- в конце 4 класса и начале 5 класса провести родительские собрания на тему «Проблемы адаптационного периода»

Учителя технологии (Рук. МО Лещу к А.В.) провели открытое заседание МО «Презентация инновационного опыта работы учителя технологии Майоровой Т. Л.» <

Наши рекомендации