Детского сада №115 компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Козловой Л. И., Поздняковой В.В.

Срок реализации 1 год

Санкт-Петербург

Год

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 2

1.1. Пояснительная записка. 2

1.1.1. Цели и задачи программы.. 2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.. 4

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей со зрительной депривацией дошкольного возраста 7

1.1.4. Возрастные особенности психофизического развития детей 2 младшей группы (3-4 года) 10

1.2. Планируемые результаты освоения программы детьми (целевые результаты) 13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 15

2.1. Содержание программы в соответствии с направлениями развития ребенка. 15

Комплексно – тематическое планирование образовательной работы во второй младшей группе в 2017 – 2018 учебном году. 38

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми. 43

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников. 44

2.4. Коррекционный уголок в группе. 45

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 46

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. 46

Режимы дня. 48

3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 54

Виды детской деятельности. 55

Циклограмма деятельности воспитателя на день. 57

Циклограмма деятельности воспитателя на неделю.. 58

3.3. Создание предметно-развивающей среды.. 59

3.4. Организация специальных условий образования детей с нарушением зрения. 64

3.5. Система оценки достижений планируемых результатов освоение программы.. 66

3.6. Методическое обеспечение образовательной программы.. 68

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи программы

Деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» направлена на обеспечении права семьи на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития.

Программа рассчитана на один год обучения, соответствует Федеральным государственным стандартам дошкольного образования и обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общеразвивающая и коррекционная работа, предложенная в Программе, обеспечивает всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, подготовку его к школьному обучению. Общеразвивающее направление деятельности, включающее согласно ФГОС ДО, пять образовательных областей, достигается за счет коррекционной направленности обучения. Специальные занятия с ребенком, имеющим нарушения зрения, обеспечивают сенсорно-перцептивное развитие, развитие компенсаторных процессов за счет сохранных анализаторов (слуховое восприятие, осязание, обоняние, вкус, накопление сенсорного опыта), коррекцию нарушений речи, развитие предметных, игровых действий.

Предусмотрена возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель Программы - организация условий развития ребенка с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

1)создание благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии
с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе;

3) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, получающих образование в различных организационно-педагогических условиях, в том числе их эмоционального благополучия;

4) обеспечение преемственности целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (принята решением Педагогического совета – протокол №1 от 29.08.2017 и утверждена приказом заведующего №61 от 29.08.2017г.). Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и специальной педагогики.

В основе программы лежит системный подход к коррекции нарушений развития детей в условиях зрительной депривации.

Программа включает следующие образовательные области:

·Социально-коммуникативное развитие;

·Познавательное развитие;

·Речевое развитие;

·Художественно-эстетическое развитие;

·Физическое развитие.

Теоретической основой Программы образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения стали:

· теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский);

· современные представления о структуре нарушений зрения (Э. С. Аветисов, А. И. Дашевский, А. И. Каплан, В. И. Лакомкин, Э. И. Танюхина, В. Л. Шестаков и др.);

· учение о компенсации слепоты (Л. С. Выготский, М. И. 3емцова, Л. И. Солнцева);

· теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

· Положение о качественном своеобразии формирования личности ребенка с нарушением зрения как одной из закономерностей аномального развития (Л. С. Выготский, А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Б. Г. Тупоногов, В. А. Феоктистова); выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л. С. Выготский);

· положение о единстве лечебно-восстановительного и коррекционно педагогического процессов при воспитании и обучении детей с нарушением зрения (Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян);

· учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергелес, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

· современные концепции дошкольного образования, рассматривающие процесс развития ребенка как многоаспектный целостный процесс (Т. И. Бабаева, М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова и др.).

Программа построена на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание программы направлено на реализацию основных принципов воспитания
и обучения.

Принцип комплексности осуществляется в клинико-физиологическом, офтальмо-гигиеническом и психолого-педагогическом подходе к диагностике и коррекции развития детей с нарушением зрения.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется при планировании коррекционно-развивающего обучения, построении индивидуального маршрута развития ребенка с нарушением зрения в зависимости от офтальмологического прогноза и результатов психолого-педагогического обследования.

Принцип дифференцированного подхода предполагает применение специальных методов, приемов, создание специфических условий для полноценного включения ребенка в образовательный процесс в соответствии со временем возникновения нарушения зрения, степенью и характером зрительной патологии, способностью ребенка ориентироваться в окружающем мире.

Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зрительными возможностями, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

Принцип наглядности предполагает использование графических, рельефных и объемных наглядных пособий, подобранных в соответствии со зрительными возможностями детей, режимами зрительной нагрузки, этапами офтальмологического лечения.

Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности и предполагает применение приемов, стимулирующих пробуждение познавательного интереса, обеспечивающих его стойкость.

Принципы научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

Образование по данной программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три вначале сентября и две в мае) отводятся на проверку уровня знаний и умений детей по всем разделам программы.

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Необходимо проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие занятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.

Наши рекомендации