Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информа­цией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необхо­димо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в по­нимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспе­чивает достижение целей с оптимальным расходованием ре­сурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдель­ных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, не­обычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы ред­ко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отно­шение человека враждебное, то трудно его убедить в спра­ведливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие со­бытий;

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный вы­бор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из соци­альной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Зак­рытое общение — нежелание либо неумение выразить понят­но свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся инфор­мацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени пред­метной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфлик­тных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных по­зиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее вы­спрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой че­ловек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же, время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъяв­ление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «из­лияния».

ВОПРОС 119

Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контактмасок» — формальное общение, когда отсут­ствует стремление понять и учитывать особенности лич­ности собеседника, используются привычные маски (веж­ливости, строгости, безразличия, скромности, участли­вости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стан­дартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не заде­вали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивноеобщение, когда оценивают другого чело­века как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если полу­чили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение,когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания лич­ности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение,когда учитывают особенности лично­сти, характера, возраста, настроения собеседника, но ин­тересы дела более значимы, чем возможные личностные

расхождения.

5) Духовное, межличностное общениедрузей, когда мож­но затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. 6) Манипулятивноеобщение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонст­рация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение.Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение за­крытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют ха­рактера коммуникаций.

Кодекс светского общения:1) вежливость, такт — «соблю­дай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3),симпатии — «будь добро­желателен, приветлив».

Кодекс делового общенияиной: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совмес­тно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточнос­ти информации — «говори не больше и не меньше, чем требу­ется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убе­дительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нуж­ную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности со­беседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежли­вости», а другой — на принцип кооперативное™, они могут лопасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следова­тельно, правила общения должны быть согласованы и соблю­дены обоими участниками.

Тактика общения— реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слу­шать.

ВОПРОС 120

Наши рекомендации