Структурные компоненты психологической культуры по Я.Л. Коломинскому
Я.Л.Коломинский дает следующее определение психологической культуры:
Психологическая культура – это совокупность знаний, представлений, психологических деятельностей, присущих данному обществу и личности; это и то, как личность склонна осмысливать окружающий мир, и то, как в обществе принято концептуализировать личность.
Психологическая культура – это культура человеческого самопознания плюс способность познать и отрегулировать самого себя, выстроить отношения с другими людьми.
Коломинский выделяет два уровня психологической культуры: доконцептуальный и концептуальный.
Доконцептуальный уровень психологической культуры представляет собой совокупность знаний, представлений человека о собственном внутреннем мире, способах саморегуляции и взаимодействия с окружающими, приобретенных в ходе социализации стихийно, на основе жизненного опыта. Содержание доконцептуального уровня психологической культуры отражено двух феноменах:
1) имплицитная теория личности – совокупность житейских, обыденных представлений о личности, ее структуре и о взаимосвязи между отдельными личностными чертами и мотивами поведения человека; позволяет прогнозировать поведение другого человека, объяснять его поведение и поступки. ИТЛ обусловлена культурной средой, которой принадлежит человек, и составляет основу предубеждений, примером чего могут служить пословицы и поговорки: «яблоко от яблони недалеко падает», «пошли дурака богу молиться – он и лоб разобьет», «бог шельму метит»;
2) психологическая предобразованность – это сумма житейских понятий, представлений о психике и внутреннем мире человека, норме и патологии, это умения и навыки саморегуляции, самовоспитания и межличностного взаимодействия, накопленные человеком в результате субъективного преобразования эмпирического опыта в процессе жизнедеятельности; ПП составляет базис психологической культуры; ее источникамиявляются:семья и взрослые, сверстники, общаясь с которыми ребенок приобретает необходимые для эффективного межличностного взаимодействия умения и навыки, информацию о собственных индивидуально-психологических особенностях; психологические термины в бытовом понимании («душа болит», «мысли убегают», «комплекс неполноценности», «крыша поехала», «дебилизм» и т.п.).
Концептуальный уровень психологической культуры представляет собой результат целенаправленного психологического образования. Это научные психологические понятия и знания в области психологии, навыки и умения самопознания, саморегуляции и межличностного взаимодействия, приобретенные в ходе специально организованного образовательного процесса по изучения науки психологии или профессиональной подготовки будущих психологов. Это высший уровень психологической культуры.
8.Психологическая культура в контексте культуры общества и ее функции (нормативная, креативная, мировоззренческая, гуманистическая) Культура– это феномен духовной жизни человека; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. В широком смысле культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, к себе и друг к другу. В узком смысле культура – это особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура). Функциями культуры: – гуманистическая (взращивание духа человека); – информационная (трансляция социального опыта); – креативная (культура как способ творческой реализации человека); – гносеологическая (способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения); – нормативная (регулирование различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей); – аксиологическая ли мировоззренческая (культура как определенная система ценностей); – семиотическая или знаковая (знаковые системы (язык) как средство овладения достижениями культуры). Психологическая культура - это наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. Другими словами, психологическая культура – это характеристика гармоничности построения человеком основных процессов поведения и управления ими. Психологическая культура (Обозов Н.Н.) – это комплекс реализующихся культурно-психологических стремлений и умений, и выделяет три ее компонента:
1) понимание и знание себя и других людей;
2) адекватная самооценка и оценка других людей;
3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
Гуманистическая функция психологической культуры – взращивание личности, обладающей устойчивой системой ценностей, нравственных убеждений, ценностным отношением к себе как к индивидуальности и к другому человеку. Гуманистическая функция тесно связана с мировоззренческой функцией: психологические знания, усвоенные человеком, изменяют его систему взглядов на мир, себя в этом мире и на других людей.