Применение метода наблюдения в социально-психологических исследованиях
Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.
Наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но существуют и глубокие различия. Наблюдение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию.
На качестве информации сказываются установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой группы людей, повышенной жесткости в оценке происходящего. Естественно, результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.
Основные области применения наблюдения
Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп: в труде и общественной жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся оплаты, норм выработки, на внедрение рационализаторских предложений. Иными словами, наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме, проявляется их отношение к работе, друг к другу.
Эффективен также метод наблюдения при психологическом анализе вопросов улучшения деятельности системы образования. Методическую культуру преподавателя, навыки его общения со слушателями, их активность в ходе подготовки и проведения занятий, атмосферу, микроклимат занятий трудно зафиксировать, если всего этого не наблюдать непосредственно. Как ни важны для оценки действенности, результативности системы образования различного рода документы (программы, тексты выступлений, конспекты), они не передают живого духа занятий, характера обсуждений теоретических вопросов, полемики по поводу путей решения производственных и социальных задач, стоящих перед коллективом. Практика контроля качества работы в трудовых коллективах может быть значительно усовершенствована путем внедрения на предприятиях соответствующих методик наблюдения.
К наблюдению как методу сбора психологической информации обращаются при различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, «срезы» социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.
Во-вторых, к наблюдению обращаются для получения иллюстративных данных. Как правило, они существенно «оживляют», делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.
В-третьих, наблюдение используют в качестве основного приема получения первичной информации. Преследуя такую цель, необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода. Если исследователь ставит перед собой задачу не только дать научное описание конкретных событий, определенных форм поведения людей в значимых для них ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения и предложения, результаты наблюдения должны быть подкреплены данными, полученными при использовании других методов сбора социологической информации. Здесь подчеркнем лишь то, что результаты, полученные при использовании различных методов, дополняют друг друга, и зачастую трудно однозначно объявить какие-либо из них «эталонными».
Наблюдение планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое конкретное исследование. Уточняются цели, устанавливается объект и предмет наблюдения, формулируются основные гипотезы и задачи, конкретизируется вид (способ) наблюдения, подготавливается документация и разрабатывается процедура фиксации наблюдений, проводится сбор, обработка и анализ информации. Специфику содержания каждого этапа обусловливают характер изучаемой проблемы и особенности, присущие этому методу исследования.
Особенности наблюдения заключаются в том, что оно сопряжено с изучением динамики отношений, характерных для деятельности индивида или группы людей. Здесь важно прежде всего не то, например, как рабочие относятся к бригадной форме организации труда, как воспринимаются ими изменения норм выработки, а то, каким образом члены отобранных для исследования бригад действуют в конкретных производственных условиях в фиксированный промежуток времени, как решают задачу выполнения определенного производственного задания, каким образом реагируют на изучаемые нововведения в оплате труда и т. д. Все это исследуется не как сложившееся, а как происходящее, формирующееся, развивающееся.
В ходе опросов исследователь преимущественно имеет дело с усредненными данными, обобщенно отражающими реальное поведение респондента и выраженными в положениях типа: «обычно я знаю, что мне предстоит делать в течение рабочего дня», «как правило, я ежедневно читаю газеты», «я часто выступаю на собраниях», «в бригаде дружеские, хорошие взаимоотношения» и т.д.
Другой вид опросной информации — ответы на прожективные вопросы (в их формулировке содержатся гипотетические ситуации; «если бы мог принимать участие в распределении нарядов на работу», «если бы увеличилась зарплата на 15%», «если бы я был директором»).
В методе наблюдения на этапе получения исходной информации нет этих «обычно», «как правило», «если бы», но есть «сейчас», «здесь», «именно так». Тем самым цель, задачи, гипотезы при наблюдении хотя и более локальны, частны, но в то же время и более детализированы, чем при опросе. В них полнее представлена «живая ткань» событий, в них явно присутствует такой существенный фактор, как время.
Существует примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:
а) наблюдаемые — количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
б) обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;
в) цель деятельности группы — случайно или закономерно наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
г) социальное поведение — характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
д) частота и продолжительность — время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям: по степени формализованности (структурализованное и неструктурализованное), в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное), по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.
Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.
Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.
Документация для записи происходящего включает девять различных бланков, соответствующих этапам любого собрания:
1) общая характеристика собрания;
2) ситуация непосредственно перед началом собрания;
3) организационный период;
4) карточка докладчика, выступающего;
5) реакции участников собрания на доклад, выступления;
6) общая ситуация во время прений;
7) ситуация во время принятия проекта решения;
8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения;
9) ситуация после окончания собрания.
Иногда для удобства некоторые бланки могут быть объединены в единый документ. Далее выделяются значимые элементы поведения участников собрания: положительное отношение к сообщаемой информации (одобрительные реплики, аплодисменты и т. п.); отрицательное отношение к сообщаемой информации (неодобрительные реплики, возгласы и т. п.); наличие интереса аудитории (требование дополнительной информации, вопросы к выступающему, разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом); отсутствие интереса к сообщаемой информации (разговоры на посторонние темы, занятие посторонними делами). Наблюдая ту или иную реакцию участников собрания, проявление значимого момента ситуации, наблюдатель фиксирует, от кого эта реакция исходила. Для этого предусматривается выделение следующих элементов объекта наблюдения: 1) президиум собрания, 2) большинство аудитории, 3) примерно половина аудитории, 4) меньшинство аудитории, 5) несколько человек, 6) один-два человека.
Приведем пример того, как могут выглядеть некоторые документы, фиксирующие результаты наблюдения выступлений на собрании: