Применение метода наблюдения в инженерно-психологических исследованиях

На основании наблюдения за ходом рабочего процесса можно составить характеристику ка­налов движения информации и временную характеристи­ку работы, оценить особенности поступающей к специа­листу информации, а также степень загрузки и особен­ности функционирования отдельных систем организма. Наблюдение за поведением специалиста как высокой, так и низкой квалификации в период рабочей деятель­ности дает возможность судить о степени сложности и напряженности трудового процесса.

Во время наблюдения за ходом рабочего процесса нужно получить ответы на следующие вопросы:

1. Характеристика каналов движения информации:

1) число информационных каналов;

2) динамика движения информации во времени (од­нонаправленная, с переключением, совмещенная).

2. Временная характеристика работы:

1) непрерывная (в условиях дефицита времени, в режиме ожидания);

2) дискретная (в условиях дефицита времени, в ре­жиме ожидания).

3. Характеристика информации (сведения и коман­ды), поступающей к специалисту:

1) команды:

а) содержание основных команд, поступающих к спе­циалисту при выполнении различных рабочих операций;

б) путь и характер поступающих команд (от кого по­ступают и как передаются: непосредственно голосом, че­рез переговорную трубку, по трансляции, с помощью световой сигнализации);

в) примерная классификация информации (команд):

— информация, при получении которой должны не­посредственно следовать ответные действия;

— информация, которую необходимо запомнить за определенный промежуток времени и затем подвергнуть переработке;

— информация, которую следует передать дальше;

г) физическая сила команд (громкость в точке ре­цепции);

д) количественная характеристика команд по основ­ным этапам рабочего процесса (суммарное количество за единицу времени);

2) характеристика звуковой информации:

а) краткое описание каналов поступления информа­ции (откуда подается, есть ли передаточные звенья);

б) характеристика информации (физическая сила, ча­стота поступления по данному каналу, длительность от­дельных сигналов и пауз между ними, одновременность их поступления);

в) характеристика различных каналов поступления звуковой информации (относительная загрузка каналов, возможность и частота одновременного поступления ин­формации по двум и более каналам);

г) помехи в передаче информации по данному ка­налу (шумы — их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене; разборчивость речи — техническая и индивидуальная);

3) характеристика световой (зрительной) инфор­мации:

а) краткое описание каналов поступления информа­ции;

б) количественная и качественная характеристика ин­формации (сила и цвет световых сигналов, контрастность по отношению к фону, длительность сигналов и пауз между ними, частота поступления информации);

в) характеристика различных каналов поступления световой информации (относительная загрузка каналов, возможность и частота одновременного поступления ин­формации по двум и более каналам);

г) помехи в передаче информации по данному кана­лу; возможные ошибки.

4. Некоторые данные о функции анализаторов:

1) какой анализатор (анализаторы) является веду­щим (наиболее загруженным или важным для обеспече­ния рабочего процесса);

2) некоторые особенности условий функционирования анализаторов:

а) характеристика сигналов по силе (максимально возможные границы силы, средние значения абсолютной силы);

б) характеристика дифференциальных порогов (ка­кая минимальная разница в интенсивностях звука или света должна восприниматься);

в) помехоустойчивость (есть ли трудности при вос­приятии сигналов или команд на фоне «шумов», каких именно; при какой интенсивности полезного сигнала и «шума» они воспринимаются);

г) характеристика необходимой подвижности (ла­бильности) данного анализатора (количество сигналов (максимальное и минимальное) поступающих в единицу времени; одновременность поступления сигналов);

3) характеристика динамики включения различных анализаторов в работу, степень их напряжения в отдель­ные периоды времени и на всем протяжении рабочего процесса:

а) продолжительность времени непрерывного наблю­дения за приборами и восприятия сигналов;

б) режим работы анализаторов при периодическом наблюдении;

4) характеристика взаимодействия комплекса анали­заторов (частота переключения с одного анализатора на другой; одновременная, однонаправленная иразнонаправ-ленная работа анализаторов).

5. Данные о функции опорно-двигательного аппа­рата:

1) поза при работе и во время активного покоя;

2) характер и частота изменения позы при различ­ных манипуляциях, наиболее типичная поза при опреде­ленном виде деятельности;

3) характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);

4) положение головы, характер ее движения;

5) данные о скорости и степени мышечного утом­ления и нарушении координации движений;

6) энергетическая загрузка в период рабочей дея­тельности (ее интенсивность).

6. Данные о функции центральной нервной системы:

1) характеристика оперативной и долговременной памяти:

а) количество сведений (информации), которое не­обходимо запомнить на короткие и длительные проме­жутки времени в процессе выполнения рабочих опе­раций;

б) форма запоминания сведений (в уме, запись на бумаге, отметка на приборе и т. п.);

в) характер материала для запоминания (цифровой, образный, словесно-логический и т. п.);

2) характеристика процессов, обеспечивающих ана­лиз информации и принятие решений:

а) приемы и устройства, применяемые для анализа и синтеза поступающей информации и принятия решений (таблицы, схемы, формулы, счетно-решающие устрой­ства, умозаключающие операции и т. п.);

б) характеристика преимущественных способов пере­работки информации (принятие решений):

— автоматизированные реакции выбора, слежение и т. п.;

— мыслительные операции: логические, вычислитель­ные, творческие;

3) характеристика параметров скорости, точности, на­дежности выполнения рабочих операций:

а) преимущественный вид установки в деятельности (на скорость, точность, надежность или различные соче­тания этих параметров);

б) значение данных параметров для обеспечения эф­фективной деятельности специалистов;

в) допустимые количественные колебания указанных параметров;

г) характеристика указанных параметров при выпол­нении основных операций:

— время, которое протекает с момента поступления сигнала до ответной реакции;

— продолжительность выполнения отдельных элемен­тов операции по подготовке решения (при наиболее часто встречающихся и наиболее сложных ситуациях);

д) характеристика ошибок.

7. Волевая и эмоциональная напряженность:

1) возникают ли (а если возникают, то как часто) ситуации, требующие больших волевых усилий (выпол­нение работ в неблагоприятных условиях внешней сре­ды, при отвлекающих воздействиях в условиях опасно­сти и т. п.);

2) причины и степень эмоциональной напряженности (ситуации опасности, аварийности, большой ответствен­ности, дефицита или «избыточности» времени или ин­формации, возрастающего потока информации и т. п.).

Наблюдение за рабочим процессом целесообразно проводить по граф-схеме алгоритма выполнения наибо­лее важных операций. Наблюдение за поведением специалиста в процессе трудовой деятельности позволяет получить информацию, с одной стороны, о специфической и неспецифической напряженности деятельности, а с другой — об уровне профессионального мастерства и о личностных качествах конкретных лиц. Наблюдение желательно дополнять ин­струментальными методиками оценки сдвигов в физио­логических системах и в психическом состоянии.

Наши рекомендации