Применение метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

Метод наблю­дений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в целостности и динамике их изме­нения. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его прове­дения, в котором обозначены объект наблюдения, его цель и задачи, время наблюдения, длительность и пред­полагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, в самом учебно-воспитательном процессе и пр. План наблюдения, таким образом, отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

В зависимости от цели и специфики изучаемой стороны развития личности или коллектива определяется рациональ­ная длительность наблюдений, а также их периодичность. В принципе, наблюдения за учащимися в научных целях должны осуществляться в течение всего периода работы с ними, но здесь речь идет о специализированном целевом наблюдении, которое должно дать ответ на интересующий ученого вопрос в течение определенного периода функцио­нирования педагогического процесса. В связи с этим педагог должен учесть специфику исследуемого свойства лич­ности и избрать минимально необходимое число учебно-воспитательных ситуаций, в которых можно будет обнару­жить признаки соответствующего качества и сделать объективные выводы.

Чем большим будет число наблюдений, тем более объективными будут выводы. Однако надо учесть, что исследователю необходимо вести наблюдения за большой группой школьников одновременно и, кроме того, по многим аспектам. Это требует специальной орга­низации наблюдения, стремления из минимального числа ситуаций получить максимально разностороннюю инфор­мацию о воспитанности личности, что достигается ком­плексностью задач наблюдения и специальным развитием умения разносторонне анализировать наблюдаемые явле­ния, видеть в них «веер» личностных проявлений изучае­мого школьника.

Особенно ценную информацию о школьниках дает так называемое включенное наблюдение, при котором учитель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе их особого внимания.

Самым слабым моментом организации наблюдений в целом ряде научных работ является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений. Например, в процессе многих педагогических исследований теперь применяется метод обобщения независимых характеристик, особенно подроб­но разработанный К.К. Платоновым. Однако в прак­тике его использования мы нередко встречаемся с фактами серьезных расхождений его участников (учителей, экспе­риментаторов) в оценке определенных качеств одного и того же ученика.

Как показывают последующие про­верки, одной из причин такого явления оказывается не слабость этого метода самого по себе, а именно недостаточ­ная отработанность экспериментаторами системы единых требований к оценке тех или иных качеств личности учеников. Вот почему надо тщательно продумать те признаки, по которым оценивается, например, положительное отношение к учению, нормальная работоспособ­ность ученика, его умение выделять главное, сущест­венное, планировать учебную деятельность, темп чтения и письма, умение осуществлять самоконтроль или другие качества и умения, которые интересуют научного работ­ника.

Серьезным недостатком практического использования методики наблюдений является недостаточно четкое продумывание системы фиксации наблюдаемых фактов и формулирование промежуточных выводов. Опыт показы­вает, что с этой целью полезно использовать специальные дневники наблюдений, в которых для ученика отводится определенное число страниц и в хронологическом порядке фиксируются наблюдаемые факты и одновременно на полях дается им соответствующая оценка. Причем для экономии времени полезно кодировать условными знаками или различными цветами оценки тех или иных сторон личности.

В зависимости от целей изучения школьников можно использовать как двоичную систему оценок (« + », «—» или «1, 0»), так и пятибалльную шкалу оценок. В этом случае признаки наблюдаемых качеств подразделяются на определенное число уровней.

Накопление текущей информации позволяет затем составить индивидуальную характеристику школьника. Кроме того, сведенная на общей карте информация позво­ляет быстро выделить типичную картину развития опреде­ленных качеств учащихся класса в целом, установить наиболее слабые и сильные стороны. Для этого надо выде­лить компоненты, имеющие самые низкие оценки, обратив на них особое внимание.

Аналогичным образом может накапливаться и обоб­щаться информация о деятельности учителей по решению определенной дидактической задачи. Это позволяет быстро объединять, обобщать и анализи­ровать поступающие сведения.

При формулировании выводов по данным наблюдений исключительно важно избегать формально-математичес­кого подхода. Качественный анализ наблюдаемых фактов, учет наиболее ярких проявлений того или иного качества даже в меньшем числе соответствующих ситуаций могут привести педагога к выводам, несколько отличающимся от цифровых показателей, и поэтому надо предусмотреть контрольную проверку делаемых при этом выводов, применяя другие методики изучения школьников.

Объективность психологического наблю­дения — требование к наблюдению, которое выражается в валидности результатов наблюдения. Объективность выводов по данным наблюдений значи­тельно возрастает в том случае, если исследователи сопоставля­ют получаемую ими информацию с данными своих коллег.

К числу средств, повышающих объективность наблю­дений, надо отнести также применение в ходе их спе­циальных технических средств звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных меро­приятий и последующего неоднократного анализа наблю­давшихся при этом фактов, применение киносъемки, а также проведение наблюдений в специально предназна­ченных классах через зеркально отражающую стену или с помощью видеокамеры. В этом случае скрытое наблюдение делает поведение школьников более естественным, исключается влияние самого педагога на детей и пр. Конечно, при анализе результатов и практичес­ком использовании таких исследовательских приемов надо обеспечить строгое соблюдение педагогического такта.

Применение современных технических средств открыло для ученых новые возможности для повышения эффективности наблюдений и объективности получаемой информации. Вместе с тем надо подчеркнуть, что наблю­дения еще не в полной мере обеспечивают проникновение в сущность изучаемого явления, действий учеников и пр. Особенно мало информации дают наблюдения для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования, с такими, как беседы, интервью и анкетирование.

Наши рекомендации