Психологические особенности подросткового возраста

Содержание.

Введение …………………………………………………………..………………3

Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей воспитанников детских домов….………….………………………………………………...……6

1.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….6

1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в детских домах……………………………………………..……………....……………9

1.3. Современные представления об агрессивности………..……...…..….16

Выводы……………………………………………………………………….….31

Глава II. Эмпирическое исследование ….……………………………………33

2.1. Организация, методы и методики исследования…………..…….…33

2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение…….………..35

Выводы………………………………………………………………………….43

Заключение………………………………………………………………………44

Литература………..………………………………………………………….…45

Введение.

В настоящее время в России на фоне значительных социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства.

Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться [19].

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви в семье. Однако в стране ежегодно выявляется более 100 тысяч детей-сирот [8].

Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют свои психологические особенности, отличающие их от детей из семьи, как это отражено в целом ряде исследований И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной, Т.И. Шульга, Г.В. Семья и др. Однако исследования авторов часто направлены на изучение и развитие либо познавательной, либо эмоциональной сфер детей [8]. Кроме того, чаще изучаются особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Анализ литературы по проблеме детского сиротства показал, что исследования социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем агрессивности, воспитывающихся в условиях детского дома, отсутствуют, что обусловило актуальность нашего исследования.

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах.

Предмет исследования: социально-психологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:

1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень агрессивности подростков, воспитывающихся в детском доме.

3. Изучить социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детском доме.

4. Выявить особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Гипотеза: мы предполагаем, что

1. Агрессивные и неагрессивные воспитанники детских домов различаются по своим социально-психологическим характеристикам.

2. Неагрессивные подростки более эмоционально устойчивы, более сдержанны и гибки в общении.

3. Агрессивные подростки отличаются своей эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, эгоцентричностью.

Методологической основой исследованияявляются:

- работыпо изучению подросткового возраста Д.Б. Эльконина, А.А. Реана;

- работы по изучению особенностей детей, воспитывающихся в детском доме А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.А. Левандовской;

- работы по изучению агрессивности А. Басса, И.А. Фурманова.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- эмпирический (психодиагностический метод);

- статистические методы обработки данных;

- анализ и интерпретация результатов исследования.

Эмпирическая база исследования:

Всего в исследовании приняли участие 15 учащихся общеобразовательных школ в возрасте 14 – 15 лет: 7 девочек и 8 мальчиков.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных при разработке коррекционно-развивающих мероприятий с подростками, воспитывающимися в детском доме.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст на сегодняшний день является достаточно изученным периодом онтогенеза. Существует масса исследований, посвященных самым разным аспектам подросткового возраста.

В зарубежной психологии подростковый возраст имеет тенденцию к увеличению, поэтому в зарубежной традиции подростковый и юношеский возраст рассматриваются в единстве и обозначаются границами от 11 до 19 лет. «Подростковый возраст, - пишет Ф. Райс [25], - отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет». Например, американский психолог А. Гезел говорит о том, что переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, при этом подростками он называет детей от 13 до 17 лет [35]. Внутри возраста выделяют две стадии - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет) возраст [25].

Подростковым принято считать период развития детей от 10-11 до 15 – 16 лет [7; 15; 20; 21].

Представление о подростковом возрасте как кризисном периоде онтогенеза было введено в науку американским психологом С. Холлом, впервые описавшим амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих данному возрасту. С. Холл связывал кризисные явления данного возраста с переходностью, с кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности» [18]. Этот возраст "переходным" от детства к взрослости делают мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами, В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта [11; 25; 28].

В периодизации Эриксона подростковый возраст относится к пятой стадии (11 – 20 лет) – ключевой для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации («Я») и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы [44]. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным.

Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков:

1) между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками. Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей.

2) между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

3) актуальные (но неосознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Подростковый возраст - остропротекающий период перехода растущего человека из собственно детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, - является наиболее сензитивным к проявлению агрессивности. При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а в большинстве случаев выступают лишь как ситуации замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуации совместного переживания непонятости ими. Причем, подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, что четко прослеживается, в частности, в различном проявлении агрессивности подростков (физической, косвенной, вербальной и негативизма) на разных стадиях этого возраста [32].

Основными особенностями старших подростков можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом. Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами (физическими и духовными) с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе.

В подростковом возрасте возникают и переструктурируются системы ценностей, формируется самопознание ребенка. Все это ведет к переоценке им своего места в системе общественных отношений.

Межличностные потребности подростка будут отражать его связи с окружающим социумом и во многом определять систему формируемых межличностных отношений.

Социальные условия, в которых находится подросток влияют на формируемые и реализуемые подростком потребности, изменяя и переструктурируя их [22].

Наши рекомендации