Тренинг в начальной школе как форма воздействия на личность учащихся
Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные. В качестве учебной работы, тренинг для младших школьников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств. Например, если малыш крайне нерешительный, застенчивый и стремится быть один, то психологические мероприятия по развитию коммуникативных навыков помогут ему справиться со своей робостью и научат общаться с другими людьми. Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Во время проведения данного психологического мероприятия, ученик придерживается активной позиции. Такое обучение позволяет ребенку самостоятельно выработать в себе навыки по формированию социальных отношений, а также научиться анализировать сложившиеся жизненные ситуации и уметь находить пути их решения.
Тренинги для школьников являются деятельностным обучением. Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми. Однако в школе иногда довольно тяжело организовать подобное занятие, соблюдая все правила и законы психологии. На это есть несколько причин, например, продолжительность школьного тренинга может занимать только 1-2 занятия, а это вряд ли даст какие-либо плодотворные результаты. Немаловажным аспектом является и состав группы, который, исходя из правил, не должен меняться, но в условиях учебного заведения это редко представляется возможным. Основной принцип данного психологического мероприятия – это открытость, поэтому могут потребоваться условия, при которых человек готов пойти на изменения в собственном поведении и сознании, условия, при которых он готов развиваться и искать в себе что-либо новое.
Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников младших классов. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.
Набирает в последнее время популярность такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.
Также есть тренинг по коррекции общения, состоящий в основном из бесед и игр. Подобные занятия проводят в большой комнате, где находится много игрушек, которые ребенок может брать. Мероприятие начинается с приветственной части, после чего каждый из участников представляется, а остальные повторяют его имя хором. Потом идут всевозможные коллективные упражнения, затем – прощальная часть. Данные тренинги способствуют тому, чтобы школьники были более раскованны в процессе общения.
Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, так как для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником. Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной. Если подобное мероприятие проводится во время урока, то это должно проходить систематически, и тогда дети будут усваивать больше материала. В качестве примера можно рассмотреть элементарную игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе. Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего.
Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков. Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Их длительность должна быть от 40 до 80 минут, а весь курс – от 1 до 3 месяцев. Для того чтобы провести подобное мероприятие, понадобятся карандаши, краски, бумага, пластилин, глина, в общем, любые материалы из которых можно творить. Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.
Особой важностью отличаются тренинги для школьников с участием их родителей. Благодаря таким занятиям, у ребенка формируются и корректируются коммуникативные навыки в семейном кругу: малыш учится понимать маму и папу, а те, в свою очередь, – своего ребенка.
Благодаря таким тренингам можно выявить отклонения в поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни, скорректировать. Помимо этого, данные мероприятия помогают сплотить школьный класс, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения.